Власти рассматривают увеличение нормативов торговли топливом на бирже. Для бензина планку предлагается поднять с 12 до 15%, для дизеля — с 8,5 до 11,5%, выяснили «Известия».
Такую меру для проработки в кабмин направил Минэк. Она нужна для стабилизации цен: за последние месяцы стоимость бензина на бирже выросла более чем на 30%, из-за чего страдают оптовые покупатели, например, небольшие сети АЗС.
Минэнерго и ФАС поддерживают повышение нормативов, если оно будет постепенным. По мнению экспертов, необходимо, чтобы через биржу реализовывалось не менее четверти нефтепродуктов, которые продаются на оптовом рынке.
В сторону роста
Нормативы торговли топливом на бирже могут быть увеличены: для бензина — с 12 до 15%, для дизеля — с 8,5 до 11,5%. Такую меру для проработки в правительство направила замглавы Минэкономразвития Татьяна Илюшникова. Ранее она была предложена аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей.
В документе указано, что Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддерживают идею повышения нормативов, если оно будет постепенным. В ведомствах от комментариев отказались.
За последние месяцы цена бензина на бирже выросла более чем на 30%, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Так, если 23 января тонна АИ-95 стоила около 38 тыс. рублей, то 19 апреля топливо подорожало выше уровня в 52 тыс. рублей.
Текущих нормативов торгов недостаточно, чтобы стабилизировать рынок, говорится в письме замглавы Минэка.
Минимальные нормативы продажи нефтепродуктов на бирже были установлены ФАС и Минэнерго в 2021 году на уровне 11% для бензина и 7,5% для дизеля. В 2022 году этот показатель увеличили на 1%.
Нормативы торгов — минимальный объем топлива, который нефтяники должны продавать через биржу, а не посредством прямых двусторонних контрактов. Мера позволяет делать ценообразование прозрачнее.
Установление вертикально интегрированными нефтяными компаниями высокой оптовой отпускной цены на топливо для мелких АЗС при низком проценте продаж с биржи приводит к убыточности деятельности последних, невозможности выплачивать обязательные платежи и, как следствие, закрытию, указано в документе. Особенно остро эта проблема стоит перед мелкими независимыми АЗС.
«Увеличение нормативов поддерживается, однако его размер 1% — крайне незначительный и неэффективный для того, чтобы он оказал заметное положительное влияние на экономическую ситуацию и каким-либо образом стабилизировало рынок нефтепродуктов […] Увеличение минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов должно составлять не менее 4%», — говорится в приложении к письму МЭР.
Стабилизация рынка
Повышению цен на нефтепродукты на бирже предшествовало их снижение, поэтому имеется эффект низкой базы, кроме того, есть фактор сезонных ремонтов НПЗ, который как раз начался, рассказали в СПбМТСБ.
При этом постепенное повышение нормативов действительно способно обеспечить дополнительную стабилизацию объемов предложений от производителей в отдельные периоды и нивелирует вызванные ими скачки цен, согласились там.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал, что организация последовательно выступала и выступает за увеличение нормативов торгов на бирже, предлагая правительству установить этот показатель для бензина на уровне 15%.
По его словам, сегодня нефтяные компании итак продают топливо в объемах выше минимальных нормативов — суммарно этот объем составляет около 15–20%. Однако это добровольная мера и в случае снижения объемов продаж на бирже отдельными компаниями до обязательных минимумов, цена в опте быстро реагирует ростом, отметил эксперт. Поэтому повышение минимальных обязательных показателей будет способствовать стабилизации и снижению волатильности цен на российском топливном рынке, подчеркнул Евгений Аркуша.
Представленный Минэкономразвития уровень повышения минимальных объемов продаж скорее лишь закрепит текущую ситуацию на рынке, считает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Для более существенного влияния на рынок следует закрепить норматив продажи топлива на уровне минимум 25%, отметил эксперт.
Чтобы предложение оказалось достаточным для стабилизации цен, необходимо, чтобы через биржу реализовывалось не менее четверти нефтепродуктов, которые продаются на оптовом рынке, согласна ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
— В настоящее время скачок цен вызван сезонным спросом и ожиданиями традиционных весенних и летних плановых ремонтов на НПЗ, когда предложение нефтепродуктов сокращается, а цены растут. Нельзя исключать и чисто психологического эффекта опасений в недостаточности топлива и покупки его на бирже про запас, тем более во время весенней посевной кампании, — сказала эксперт.
Тем не менее такой скачок, скорее всего, можно считать временным, так как потолок цен на российские нефтепродукты в любом случае будет способствовать росту оптовых запасов, значительная часть которых будет продаваться на внутреннем рынке, и на бирже в том числе, отметила аналитик.
Среди других мер, которые могли бы помочь стабилизации оптового рынка, можно было бы рассмотреть отмену акциза на светлые нефтепродукты, чтобы увеличивать объемы их производства и снижать цену, считает Наталья Мильчакова.
Кроме того, в России было бы целесообразно, как в США и странах — импортерах нефти и нефтепродуктов, создать собственный стратегический резерв, и в случае недостаточного или избыточного предложения государство могло бы продавать или покупать на бирже топливо из стратегического резерва, заключила эксперт.