Премьер-министр Ирака Хайдар Абади прибывает 21 мая этого года в Москву с официальным визитом по приглашению главы российского государства. Повестка дня переговоров включает обсуждение вопросов сотрудничества обеих стран в секторах ГРР, добычи и перевозки нефти и природного газа.

Судя по публикациям в ряде иракских СМИ, иракская сторона не намерена зависеть только от западных инвестиций в нефтегазовый комплекс, которые нацелены на добычу и экспорт местного углеводородного сырья. Эти факторы, с учетом стратегической роли экс-СССР в создании иракской нефтепереработки и трубопроводной системы, влияют на растущий интерес в Ираке к совместным с РФ нефтегазовым проектам.

Президент Федерации торговых палат Ирака Джаафар Расул Джаафар Аль-Хамдани в ходе недавнего российско-иракского бизнес-форума пояснил обозревателю RCC, что «нужно отметить существенный вклад российской стороны в увеличение нефтедобычи в Ираке, в расширение его нефтересурсной базы, несмотря на сложную обстановку в стране. Добыча иракской нефти в 2014 году превысила, благодаря помощи российских компаний, 3 млн баррелей в сутки. Надеемся, что добыча вскоре достигнет 3,5 млн баррелей. В нашей стране рассчитывают на долгосрочное инвестиционно-технологическое участие компаний из России в дальнейшем развитии нефтяного сектора Ирака - в контексте наших планов по развитию добычи, переработки сырья, расширению трубопроводной и портовой инфраструктуры для иракских углеводородов».

31 марта 2014 г. «ЛУКОЙЛ Оверсиз» начала промышленную добычу на южноиракском месторождении «Западная Курна-2», расположенном вблизи иракских портов Басра и Фао. К 2035 году объем среднегодовой добычи здесь, по оценке министерства нефти Ирака, составит около 100 млн тонн.

Но мировая нефтяная конъюнктура негативно влияет на рост добычи и в Ираке. Старший вице-президент "ЛУКОЙЛ Оверсиз" по Ираку Гати Аль-Джебури в конце апреля 2015 г. заявил, что «ожидается значительное снижение темпов роста добычи нефти в Ираке в 2016-2017 годах в связи с падением цен». Та же компания недавно сократила добычу на «Западной Курне-2» на 50 - 75 тыс. баррелей в сутки для поддержания качества легкой нефти Basra Light. По данным Bloomberg, «нефть с месторождения "Западная Курна-2" относительно тяжелая, и потому она делает марку Basra Light также более тяжелой. Поэтому Ирак попросил «ЛУКОЙЛ» и другие иностранные компании снизить добычу».

Также в Ираке работают «Газпром нефть» и Bashneft International B.V. (оператор зарубежных проектов «Башнефти»). Bashneft International B.V. в 2014 г. завершила сейсморазведочные работы на Блоке 12 в Западном Ираке.

«Газпром нефть» недавно ввела в действие нефтепровод, соединивший осваиваемое ею месторождение Бадра с общеиракской нефтепроводной системой.

Ирак  не намерен сокращать нефтеэкспорт. По данным иракского министра нефти Аделя Махди, «Ирак начинает с мая  2015 г. экспортировать тяжелую нефть сорта Basrah Heavy. Для стран Европы, Азии и стран Северной и Южной Америки вводится ценовая скидка на этот сорт». Официальная цена продажи Basrah Heavy в Азии в имеет скидку в 6,85 долл. за баррель к средней цене «бенчмарков» Омана и Дубая. Скидка на европейские продажи этого сорта более высокая: 8,45 долл. за баррель в сравнении с североморской Brent. Ценовая скидка для Северной и Южной Америки пока минимальная - 1,4 долл. за баррель.

Между тем, в нефтедобывающем секторе Ирака уже представлены крупные зарубежные игроки. По данным Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, в «Румайле» - это BP, «Западной Курне-1» - ExxonMobil, в «Зубайр» - Eni, в «Меджнуне» - Shell, «Халфайе» - PetroChina.