Менее чем через два года черный дым над портовыми районами станет историей: 1 января 2020 г. вступает в силу ограничение выбросов продуктов сгорания в атмосферу, которое прописывает предел содержания серы в судовом топливе. В 2015 г. Международная морская организация определила данное ограничение как обязательное для территориальных вод своих 171 государств-участников. В практическом смысле это означает, что крупные перевозчики должны воздержаться от использования тяжелого мазута при заправке судов: содержание серы в его выхлопных газах просто не может быть ниже 0.5%.
Нет никаких сомнений: это станет своего рода квантовым скачком в мировой сфере охраны окружающей среды, а также принесет пользу в экономическом плане, ведь данный запрет обязывает судоходные компании дозаправлять свои суда альтернативным топливом. Скорее всего, им станет СПГ, который, с точки зрения выбросов, гораздо экологичнее мазута. Для этих целей в Северном, Балтийском и Средиземном морях (а также вдоль европейского атлантического побережья) построят децентрализованные бункеровочные станции, которые будут снабжать суда компримированным газом с низким выбросом CO2. Россия в будущем может сыграть большую роль в качестве поставщика СПГ.
СПГ-бум, которому нет конца
В любом случае СПГ-рынок растет: по мнению аудиторов PwC, к 2030 г. объем сжиженного природного газа может быть увеличен в пять раз благодаря использованию малотоннажных установок СПГ мощностью до 1 млн метрических тонн (с сегодняшних 20 млн тонн/год по всему миру до 100 млн тонн/год). Судостроение в этой связи является важным, но не основным стимулом для развития инфраструктуры. Увеличению спроса также способствуют децентрализованные электростанции и заправочные СПГ-станции для грузовых автомобильных парков. К 2020 г. французская энергетическая компания Engie планирует инвестировать в данный сектор 100 млн евро.
Европейский Союз (ЕС) также создает стимулы для роста в секторе СПГ и делает это посредством регулирования. Происходит либерализация газового рынка, что формирует конкуренцию за счет разделения транспортировки и распределения газа («разгруппирование»). За счет этого, а также возможности продажи газа за пределами «собственной» системы газоснабжения, компании инвестируют в децентрализованные газовые сети, а также в инфраструктуру СПГ. Ужесточение законодательства о выбросах, налоговая политика, ограничения по CO2 и гранты на инфраструктурные инвестиции поспособствуют строительству новых установок СПГ как в Европе, так и в странах-членах Евросоюза.
Европейские СПГ-проекты стратегически важны для России
Таким образом, малотоннажные СПГ-установки становятся главным трендом в газовой промышленности Европы; Россия же данную тенденцию проспала. Слишком долго «Газпром» был сосредоточен на реализации третьего энергетического пакета, и в конечном счете - безуспешно. В то же время европейская стратегия (российской) госкомпании направлена, прежде всего, на расширение нефтепровода Nord Stream в Балтийском море. Чтобы не ослабить собственную концепцию, согласно которой трубопроводный газ всегда более конкурентоспособен, чем СПГ, «Газпром» решил «заморозить» свои малотоннажные СПГ-проекты в Балтийском регионе.
Довольно часто из виду упускается то, что поставки газа по трубопроводу и поставки СПГ, произведенного на малых предприятиях, не мешают друг другу. Как правило, последние снабжают регионы, не охваченные централизованной газораспределительной сетью,обслуживают удаленные электростанции, занимаются дозаправками судов и грузовых автопарков. В этом отношении «Газпром» конкурирует с европейскими поставщиками СПГ из Катара и США, а в последнее время - еще и с соотечественниками из «Новатэка», которые поставляют свои объемы через такие крупные терминалы, как Роттердам, но никак не с операторами малотоннажных СПГ или их поставщиками.
Все новые и новые регазификационные заводы штурмуют европейский континент - но только не в России. За исключением мини-заводов мощностью порядка 20 тыс. тонн, нет ни одного действующего предприятия. Запуски малотоннажных СПГ-производств на границе с Финляндией и в Калининграде состоятся лишь в 2020 г.
До сих пор «Газпром» не вышел за рамки анонсов и первоначальных планов по крупным проектам, таким как «Балтийский СПГ»; акции завода в Ростоке (Германия) были недавно проданы «Новатэку», который является гораздо более амбициозным игроком на рынке сжиженных газов. С декабря 2017 г. «Новатэк» экспортирует СУГ в больших количествах из Ямала в крупные транзитные узлы.
У России должен быть стратегический интерес к формированию данной тенденции. Это помогло бы диверсифицировать собственный экспорт и хеджировать негативные ценовые тенденции доминирующих перевалочных пунктов в Германии, Австрии и Италии, а в конечном счете - поспособствовало бы росту спроса на газ в Европе в целом. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует дополнительные потребности в импорте природного газа в объеме до 190 млрд м3 в течение следующих 20 лет. Но примеры из Германии показывают, что газовые электростанции нужны только во время всплесков потребления. В остальное же время используется энергия более дешевого угля или ветровых установок.
Ещё не поздно…
Учитывая прогнозируемое пятикратное увеличение поставок газа на малотоннажные СПГ-установки, российским компаниям еще не поздно поймать волну. Но какие шаги для этого необходимы? Прежде всего, CREON выделяет четыре направления, которые должны быть проработаны политиками, российскими компаниями и их европейскими конкурентами – в идеале одновременно и на основе долгосрочной стратегии.
1. Российская монополия на экспорт газа должна быть разрушена!
Строго говоря, государство разрешает только одному игроку рынка – «Газпрому» - экспортировать газ в Европу. Таким образом, госкомпания по-прежнему пользуется благами советской эпохи, когда «Газпром» еще был отдельным министерством. Несмотря на это, в 2013 г. монополии было оказано сопротивление - «Новатэк» получил лицензию на экспорт СПГ в Европу. Без этого обстоятельства Россия в ближайшие годы отстала бы от поставщиков СПГ, так же как не была бы создана СПГ-установка на Ямале мощностью 16.5 млн тонн. Для предоставления юридической определенности локальным поставщикам и операторам терминалов монополия на экспорт газа должна исчезнуть для всех участников рынка и для каждой формы переработки. В противном случае инвестиционный бум остается недосягаемым.
2. Российским поставщикам газа следует более активно инвестировать в инфраструктуру!
Российские компании не смогут играть ведущую роль в бизнес-сегменте СПГ до тех пор, пока в Балтийском регионе и на Дальнем Востоке не будет ожижительных установок. Несмотря на то, что огромное количество трубопроводного газа с севера Сибири «оседает» на берегах Балтийского моря, транспортировка почти везде осуществляется исключительно при помощи морских трубопроводов. Даже если бы они были полностью заполнены, газа из Сибири было бы достаточно для того, чтобы обеспечить поставками заводы СПГ. Для банков такие проекты были бы привлекательными в условиях рыночного роста в Европе, управляемых рисков и потенциально высокой прибыльности; компании должны начать действовать и понять, что СПГ является вопросом стратегической важности. Это относится и к «Газпрому»!
3. Зависимость от импортных технологий должна быть снижена!
Производить собственный СПГ выходит на $3 дешевле, чем закупать американский. Несмотря на суровые холода, добыча газа на месторождениях Сибири осуществляется легче, чем с помощью гидроразрыва пласта, основанного на особой американской технологии с использованием химических веществ. Более того, затраты на добычу, транспортировку и отгрузку в дальнейшем могут быть снижены,если Россия будет меньше полагаться на дорогостоящие импортные технологии для строительства таких объектов. Эта проблема решается грамотным продвижением проектов по локализации зарубежных технологий и инвестициями со стороны российских компаний. Тем более что первые шаги уже сделаны: «Газпром», «Новатэк» и «Ростех» работают над собственными технологиями сжижения газа, а их поставщик в лице Linde готов делать больше для развития производств с высокой внутренней добавленной стоимостью.
4. Европейские компании могут развивать долгосрочные отношения с Россией!
Российский природный газ даже в сжиженном виде относительно дешевле, чем газ из Катара или США, поэтому европейским компаниям следует проявлять интерес к долгосрочным отношениям с поставщиками газа из РФ. Безусловно, цена должна определяться на основе ситуации на спотовых рынках, так как дни удобных договоров с безальтернативной оплатой давно закончились. Но, несмотря на гибкие схемы ценообразования, такие торговые отношения можно объединить, разрешив российским производителям участвовать в развитии регазификационных терминалов и инфраструктуры в Европе, тем самым активно помогая стимулировать их и свой собственный спрос. Из этого следует, что «Газпром» в сотрудничестве с «Автодором» приступит к созданию сети АЗС. Shell заключила договор с российским «Совкомфлотом» (Группа СКФ) на долгосрочное снабжение судов СПГ. И наоборот, Группа СКФ отправит первые четыре нефтяных танкера в конце года в балтийские страны. Это называется активное развитие бизнеса.