Из-за загрязнения нефти в трубопроводе «Дружба» европейские НПЗ могут снизить переработку нефти во II квартале на 250 000 баррелей в сутки (3 млн т за 3 месяца), сообщило в среду Международное энергетическое агентство (МЭА). Это около 2% спроса на нефтепродукты в регионе, пишет оно в отчете. В апреле европейские НПЗ перерабатывали 11,9 млн баррелей в сутки.

Немецкие НПЗ могут снизить переработку на 100 000 баррелей, как и заводы Венгрии, Чехии, Словакии, польские – на 60 000 баррелей, белорусские – на 80 000 баррелей в сутки, оценивает МЭА. Но рынок серьезно не пострадает, подчеркивают эксперты агентства: европейские страны располагают запасами нефти и могут заместить недостаток сырья поставками морем. Например, Чехия использовала из своих запасов около 1,5 млн баррелей – этого хватит для загрузки НПЗ примерно на 10 дней. Запасы нефти в Чехии, Венгрии и Словакии составляли на конец февраля 27 млн баррелей, что покрывает потребности в сырье на девять месяцев.

Представители заводов польской PKN Orlen, немецкой Leuna, венгерской MOL не ответили на запросы.

Но временный недостаток сырья – не единственное последствие загрязнения нефти в «Дружбе», предупреждает МЭА: Россия может лишиться доверия покупателей, которые будут искать альтернативных поставщиков нефти. Отказаться от российской нефти, поступающей по «Дружбе», европейские НПЗ не смогут, уверен главный стратег «Универ капитала» Дмитрий Александров: «Заместить более 65 млн т негде, да никто к этому и не стремится, а сейчас имеется еще и временный дефицит сернистой нефти из-за сокращения добычи в Ливии, Венесуэле и Иране».

Загрязненная нефть из трубопровода «Дружба» может быть продана на рынке со скидкой «несколько долларов, условно», цитирует «Интерфакс» министра энергетики Александра Новака. Спрос на такую нефть будет, считает начальник отдела инвестиций «БКС брокер» Нарек Авакян: «У европейских НПЗ неплохой опыт переработки тяжелой и загрязненной нефти, например, во Франции или Италии. Однако дисконт должен быть действительно очень существенным». Нефть продадут по той цене, по которой ее согласятся купить НПЗ, считает директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов: «Торг здесь мало уместен». Тем более, что пока грязная нефть не будет изъята из трубы, не удастся поставить покупателям качественное сырье, что чревато куда большими убытками для всех – от добывающих компаний до европейских потребителей, объясняет Пахомов. Исходя из обычных поставок нефти по «Дружбе» каждый день простоя трубопровода обходится России примерно в $80 млн упущенной выручки, сказал Reuters трейдер европейской перерабатывающей компании: «Это дорогое удовольствие».

Сколько загрязненной нефти до сих пор находится в трубе, Минэнерго и «Транснефть» не сообщают. Но сотрудник одного из европейских НПЗ рассказал Reuters, что в трубопроводах между Белоруссией и Германией «находится около 0,8–0,9 млн т грязной нефти, которую не хочет брать ни один нефтеперерабатывающий завод». Европейские покупатели готовы помочь решить проблему грязной нефти, но им нужны финансовые гарантии, которые позволят покрыть расходы, говорит другой собеседник агентства.

Венгерская MOL уже согласилась принять 100 000 т загрязненной нефти, чтобы быстрее возобновилась транспортировка сырья по «Дружбе», сообщил «Прайм» со ссылкой на заявление компании. Эта нефть, чтобы сделать ее пригодной для переработки, будет очищена и смешана с чистой нефтью.

Некачественная нефть поступила через «Дружбу» на Мозырский НПЗ в Белоруссии почти месяц назад – 19 апреля. Позже прокачку российской нефти остановили Белоруссия, Польша и Словакия. Только 4 мая чистая нефть дошла из России до хранилищ под Мозырем. В среду Новак сообщил, что полностью экспорт соответствующей ГОСТу нефти по «Дружбе» должен быть восстановлен в конце мая – начале июня, а график транзита нефти по трубе – до конца года.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко оценивает в «сотни миллионов долларов» ущерб НПЗ и недополученную плату за транзит нефти по трубопроводу. По расчетам «Ведомостей», исходя из имеющихся данных, ущерб может составить от $271,3 млн до $435,3 млн. Новак считает, что он может составить меньше $100 млн, а на его оценку уйдет месяц. По мнению вице-премьера Дмитрия Козака, который в четверг обсудит этот вопрос с белорусским коллегой Игорем Ляшенко, «это не такая острая проблема», сообщил «Интерфакс».