Минпромторг подготовил план актуализации 51 действующего справочника наилучших доступных технологий (НДТ), который должен быть реализован в пять этапов до 2026 года. Официальной причиной этого в Белом доме называют энергопереход и необходимость учета в справочниках лучших технологий планов по достижению климатических целей РФ. Но, вероятно, под пересмотр ответственных ведомств попадут и случаи, когда НДТ в силу активности отраслевого лобби признавались устаревшие технологии.

Минпромторг подготовил проект распоряжения правительства, который устанавливает новый график актуализации справочников НДТ с 2022 по 2026 год — в пять этапов, на каждом из которых будет обновлено 9–11 документов (в общей сложности 51 справочник, 47 из них созданы в 2015–2017 годах). Прежний был утвержден в апреле 2019 года и предполагал пять этапов актуализации документов до 2024 года. Напомним, справочники используются для установления отраслевых экологических нормативов на основе наиболее актуальных и эффективных технологий, способных снизить влияние промышленности на окружающую среду до допустимого уровня.

Официальная причина появления нового графика — поручения первого вице-премьера Андрея Белоусова осени 2021 года о включении в справочники удельных показателей выбросов СО2 по отраслям.

«Реалии энергоперехода в мире требуют от нас ускорения и адаптации НДТ к декарбонизации»,— подтвердил “Ъ” источник в Белом доме.

НДТ должны стать основной новой промышленной экологической политики РФ, активный переход к которой начинается в 2022 году — он предполагает поощрение передовых компаний и модернизацию технологически отстающих. При этом и те и другие должны будут получить комплексные экологические разрешения, деятельность без которых будет невозможна, но «отсталые» компании получат разрешения только при наличии программы повышения экологической эффективности.

Вероятно, при актуализации справочников властям придется решать и системную проблему, обнаруженную аналитиками, а позже и Росприроднадзором — служба зафиксировала, что «угольные генерирующие компании соответствуют НДТ, а выбросы не снижаются». Осенью 2021 года глава ведомства Светлана Радионова констатировала: «Есть список НДТ, которые внедряют компании. Но мы… считаем, что половина из них подлежит пересмотру. Не считаем их экологичными и наилучшими».

Примером лоббистских усилий компаний и отраслевых чиновников в сфере НДТ стал принятый в 2017 году справочник по сжиганию топлива на угольных ТЭС — в нем даже для новых станций допустимые значения по выбросам отличаются от европейских в разы, а по отдельным показателям — в десятки раз и значительно превышают нормы ГОСТа 1995 года. Для его пересмотра отраслевому вице-премьеру Виктории Абрамченко пришлось не только дать поручения Минэнерго и Минпромторгу, но и публично просить поддержки президента Владимира Путина. Отметим, что в проекте плана Минпромторга «угольный» справочник предполагается актуализировать в 2022 году, но датируется он уже 2021-м, а не 2017 годом — вероятно, поручение Виктории Абрамченко формально было выполнено, хотя собранная еще в ноябре 2021 года Минпромторгом для этого рабочая группа в большинстве своем по-прежнему состояла из представителей компаний.

В РФ рабочие группы по НДТ включают представителей власти, бизнеса, науки и общественных организаций, а решения принимаются большинством, тогда как, например, в ЕС в такие группы не могут входить представители компаний (только бизнес-объединений), а решения требуют консенсуса. В результате, как признавали в ТПП, в рабочих группах в РФ оказались «не столько эксперты, сколько лоббисты». Пока эта проблема не решена, актуализация НДТ не гарантирует успеха.