Одна из самых обсуждаемых тем последних дней - уровень цен на бензин и дизельное топливо. На прошлой неделе правительство призвало нефтяные компании снизить цены на топливо. А федеральной антимонопольной службе было поручено расследовать факты необоснованного завышения стоимости горючего.

"Команда ФАС" подействовала на нефтяников разнонаправлено, но общее снижение налицо. Цена на бензин в России крайне неохотно и неторопливо, но поползла вниз, прихватив с собой дизельное топливо. Нефтяные компании одна за другой рапортуют о снижении розничных цен на горюче-смазочные материалы. Мы провели свой мониторинг и подсчитали, почем нынче стоит прокормить автомобиль. Вот что происходило и сейчас происходит с ценами на автомобильное топливо и дизель. По данным с конца 2009 по начало февраля 2011 года, цены на бензин и дизель росли примерно равномерно, то догоняя, то опережая друг друга, но в целом "коса" была общая.

Но начиная с октября дизельное топливо вдруг стремительно поползло вверх. За три месяца оно подорожало более чем на 30 процентов и сравнялось, а кое-где даже обогнало самые дорогие марки бензина - 95-й и 98-й. Если раньше дизтопливо стоило 19 рублей, то теперь – 26 и больше. Особенным сюрпризом это стало для автомобилистов, которые изначально покупали машину на дизеле, отчасти рассчитывая на экономичный расход и более дешевую стоимость заправки.

В регионах перешли на круглосуточный мониторинг ценников на топливо. В Омске, следят и за розницей, и за оптом. Цифры говорят, в частности, о снижении цен на зимний дизель. В Оренбурге, который, по данным Росстата, в начале февраля возглавил рейтинг российских территорий, где бензин просто "взлетел" (3,2 процента за неделю), люди вышли на митинг. На старте года топливные ценники "возмужали" в 52-х регионах страны. "Те цены, которые стоят сейчас, абсолютно ничем не обоснованы и завышены. Мы требуем, чтобы цены были снижены, а владельцы заправок думали о людях", - рассказал один из автомобилистов.

"Команда ФАС" – это уже несколько возбужденных уголовных дел против крупных производителей топлива. В списке антимонопольной службы - "Газпром нефть", "Лукойл", "Роснефть". Если факт необоснованного завышения цен докажут, то компании могут быть оштрафованы на миллиарды рублей, и это будет уже третья волна антимонопольных дел против них. Правительство одергивает крупнейших российских нефтяников не в первый раз.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин рассказал: "Только по итогам 2010 года компании уже заплатили в доход федерального бюджета пять миллиардов рублей. С учетом тех судебных решений, которые имеются в настоящее время, в начале этого года размер платежей будет еще больше. Мы ожидаем, что нефтяные компании заплатят суммарно по итогам прошлых дел порядка 12-15 миллиардов рублей в доход федерального бюджета. Такие штрафы уже на уровне мировых. Ведущие антимонопольные органы мира применяют похожие санкции в отношении нарушителей антимонопольного законодательства на их рынках".

Было бы неплохо, если бы еще один показатель держался на мировом уровне - зависимость потребительских цен на бензин от цен производителя, причем, не только на сам бензин, но и на нефть. По идее, если сырье дешевеет, как было, например, летом прошлого года, то отпускные цены на заправках тоже могли быть чуть "поостыть". Но данные Росстата говорят об обратном. Экономический обозреватель Алексей Бобровский пояснил: "Я предлагаю обратиться к данным Росстата. Здесь и потребительские цены, и цены производителей на бензин, и цены производителей на нефть. С начала 2010 года цены производителей на бензин начали расти и росли они достаточно стабильно. А потребительские цены демонстрировали небольшой рост, но это были не те темпы. Если это сравнить с ценами производителей на нефть, то видно, что никакой прямой зависимости, которая бы говорила, что цены должны расти или снижаться. Так что претензии ФАС небеспочвенны. Что касается простого потребителя, то когда цены на бензин растут резко, то там нет таких жестких мер, которые предпринимаются в России. Это все сказывается на потребителе. В Америке многие возмущены тем, как растет бензин. По последним данным, один галлон стоит 3 доллара 10 центов. Это много!"

Точных данных о том, как изменились цены на бензин и дизель после показательных совещаний у премьер-министра, нет, но пользователи в Интернете ведут свой собственный мониторинг. На сайте с говорящим названием benzin-price.ru информация обновляется каждый день, публикуются цены на конкретных заправках в Москве и не только. По подсчетам ресурса, на прошлой неделе цены, действительно, несколько снизились, но не настолько, насколько рапортуют производители. В среднем по Москве, 92-й бензин подешевел на 20 копеек. 95-й – на 10, дизель – на 70. А вот наше собственное исследование. Мы проехали по нескольким популярным столичным заправкам и выяснили, что на "Роснефти" цены к началу недели еще чуть опустились: 92-й бензин потерял почти рубль, около 50 копеек лишился 95-й. Дизель вновь "засветил" 25-ю рублями. Но сказать так обо всех игроках заправочного рынка мы не можем. На ВР популярный 95-й бензин стоит сейчас без копейки 28,30 рубля. Большинство потребителей считают, что цена на бензин неоправданно завышена.

Мы подсчитали, сколько в год стоит бензобак для среднего москвича, сообщают vesti.ru. Представим, что машина – тоже человек, и она "пьет" очень вкусные для нее переработанные нефтепродукты. За год при минимальном расходе (работа-дом-работа) средний москвич, который живет в спальном районе и каждый день ездит в офис в центр на своем, скажем, бюджетном "Форде", тратит на бензин 54 тысячи рублей. Расчет такой: примерно 10 литров на 100 километров, примерно 50 километров в пути ежедневно, 95-й бензин. Получается 4,5 тысячи рублей в месяц, а в год усредненный автомобиль "ест" почти 2 тысячи литров бензина. К слову, это меньше, чем количество жидкости, которое употребляет его хозяин. Как известно, человек, на две трети состоящий из воды, пьет примерно тысячу литров в год. И, наверно, за гораздо меньшие деньги.

Компания «Креон» рада сообщить Вам о проведении Московской международной конференции «Попутный Нефтяной Газ 2011», которая состоится 25 марта 2011 г. в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Получить более подробную информацию о мероприятии Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 797-49-07 или по e-mail: org@creon-online.ru.