Мощности российских производителей метанола позволяют производить порядка 5,5 млн т этого продукта в год. Однако по итогам 2023 года загрузка мощностей сократилась до 70%, что привело к профициту в 1,65 млн тонн. Основной причиной снижения объемов производства стали неправомерные ограничения, введенные Евросоюзом в октябре 2022 года, запрещающие импорта метанола из России. В результате отечественный экспорт этого продукта упал на 25% и составил примерно 1,6 млн т. Российский метанол перестали покупать: Румыния, Германия, Швеция, Словакия, Латвия и ряд других европейских стран. Финляндия и Польша снизили импорт в несколько раз.
На этом фоне российские компании стали искать возможности поставок на другие рынки. В прошлом году Китай стал крупнейшим потребителем российского метанола. На него пришлась почти половина экспорта, или 760 000 тонн, поставки выросли в 6 раз к уровню 2022 г.
Ранее Китай не был приоритетным направлением из-за высоких логистических затрат для производителей европейской части. Крупным импортером в прошлом году также стала Турция. Поставки в эту страну в 2023 г. выросли почти вдвое до 230 000 тонн. Существенный объем метанола был экспортирован в Индию (80 000 тонн). Однако полностью перенаправить высвобожденные объемы из Европы на другие рынки российским компаниям не удалось.
Экспорт российского метанола на сегодняшний день ограничивается низкими темпами развития мощностей для его перевалки. Поставки в восточном направлении по железной дороге имеют низкую рентабельность из-за высокой загрузки путей, большого транспортного плеча и низких цен реализации в Китае. В южном направлении нет больших перевалочных мощностей и отсутствуют “дружественные” рынки сбыта в условиях высокой конкуренции со стороны Ирана. В ближайшие годы в России ожидается ввод новых мощностей для перевалки метанола (порты Высоцк и Суходол), это может слегка упростить производителям задачу сбыта продукции.
Однако с учетом всех ограничений необходимо искать возможности для переработки метанола на внутреннем рынке, но найти их – нелегкая задача. Потребление метилового спирта внутри страны в последние два года сокращалось. В 2022 году было минус 7,6%, в 2023 г. – минус 3,6%. Ожидать прорывного роста спроса сейчас не стоит. Одним из вариантов роста потребления метанола внутри страны может стать его использование в качестве «зеленого» автомобильного, судового, железнолорожного топлива. Но тут мнения экспертов разделяются.
В рамках XIX международной конференции «Метанол 2024», организуемой группой CREON, в экспертном кругу определим место России на глобальном рынке этого продукта в нынешних реалиях, проанализируем российский рынок, разберемся в ценовых индикаторах, обсудим меры государственной поддержки, а также готовность инфраструктуры РФ к отгрузкам метанола на Восток, рассмотрим перспективные российские технологии, ответим на вопросы быть или не быть российским катализаторам синтеза метанола, а также какие ниши переработки метилового спирта на внутреннем рынке могут стать перспективными.