Два крупных игрока российского рынка листового поликарбоната – компании «Кронос» и «Полиальт» – образовали научно-производственное объединение. Датой рождения НПО «Кронос» можно считать 17 января 2014 г. Подготовка сделки длилась примерно год, что связано как с бюрократическими процедурами, так и с необходимостью разработки стратегии дальнейшего развития двух предприятий.
Андрей Владимирович Лапин, генеральный директор «Кроноса», поделился информацией о состоявшейся сделке и своих планах на будущее с редакцией портала RCC.ru, входящего в структуру группы CREON.
Какую основную цель вы хотите достичь в рамках своего объединения?
АЛ: Задачей нашего объединения является развитие российского рынка с целью обеспечения отечественного потребителя качественным листом в необходимом количестве.
Почему формой сотрудничества было выбрано именно слияние?
АЛ: Марка сотового листа поликарбоната Sellex, выпускаемая «Полиальтом», занимает ведущие позиции среди товаров премиум-класса, в то время как Kronos специализируется на среднем ценовом сегменте. Таким образом, компании друг друга дополняют, и поэтому формой сотрудничества выбрано именно слияние, при котором обе фирмы сохранили свои активы.
Объединение двух предприятий заложило новый стандарт на рынке – появилась компания с беспрецедентным географическим охватом и широким ассортиментом.
Какие действия у вас запланированы на ближайшую перспективу в рамках объединения?
АЛ: В ближайшее время мы планируем нарастить объемы переработки и расширить ассортимент на московском заводе. В июле этого года в рамках проекта Go Green будет смонтирована линия по производству специального многослойного полипропиленового листа. Этот проект предполагает создание новых материалов с использованием вторичного сырья и реализуется в рамках сотрудничества с компаниями Coca-Cola и Pepsi-Cola. Таким образом, до конца текущего года на заводе «Полиальт» будут увеличены мощности по производству сотового поликарбоната, а также начнется выпуск сотового полипропилена.
За счет каких сегментов вы предполагаете дальнейшее увеличение спроса на поликарбонатные листы?
АЛ: Рынок становится все более сегментированным. В ближайшей перспективе рост предполагается за счет узкоспециальных материалов – толщины, цветной лист и т.п. Также отмечу, что сектор некачественного листа уменьшается.
Что вы вкладываете в понятие «качественный лист»?
АЛ: У нас очень по-разному толкуется слово «качество». Качественный лист это лист, сделанный по технологии, которая обеспечивает его долгую дальнейшую эксплуатацию и, конечно, выполнение требований рынка к внешнему виду и всем прочностным, геометрическим характеристикам, а также сохранения прозрачности в период эксплуатации. Сам поликарбонат как полимер обладает рядом неоспоримых преимуществ, но он деградирует (то есть теряет свои свойства) под воздействием ультрафиолетового излучения.
Современные методы защиты поликарбоната от воздействия ультрафиолетовой части солнечного спектра позволяют защитить лист до 50 лет!!! Но определить, защищен лист или нет, на глаз невозможно, вот и появляются на рынке листы которые разрушаются через два года, при этом сильно пожелтев. Защита листа от ультрафиолета достаточно дорогостоящая процедура, но зачем тратиться, если производитель, которому не важна его репутация, и у него отсутствует уважение к клиентам, может просто увеличить свою прибыль.
Качественным я могу назвать тот лист, который соответствует своим заявленным качествам на этикетке и в паспорте. Но как это проверить?
Существующие в России лаборатории имеют оборудование разного класса точности, и многие не обладают законченным циклом исследований. Нет такого центра, в котором вам бы могли рассказать все про лист, включая его характеристики при соединении с другими материалами.
Есть ли в Европе соответствующие лаборатории?
АЛ: Да, именно поэтому мы и заинтересованы создать подобный аналог в России, и обсуждаем этот вопрос с компанией Sabic, которая является нашим консультантом по проекту. Лаборатория НПО «Кронос» будет располагаться в помещениях завода «Полиальт» в Чеховском р-не, ее оснащение планируется завершить в течение трех лет.
Как «Кронос», так и «Полиальт» всегда уделяли внимание современной структуре управления предприятием. Что изменится в связи со слиянием компаний?
АЛ: Наши компании по структуре очень похожи, поэтому сотрудникам достаточно легко найти своих коллег в партнерской организации и начать обмен информацией. В совокупности в настоящий момент на НПО «Кронос» трудится примерно 300 человек. Однако если рассматривать общее число занятых в поликарбонатной индустрии, то тогда можно говорить о миллионе человек.
Вы реализуете свою продукцию исключительно через дистрибьюторскую сеть?
АЛ: Пока да, но уже активно осваиваем интернет-торговлю.
Планируете ли вы поставлять продукцию на иностранные рынки?
АЛ: Марка Sellex уже представлена на рынках Казахстана, Беларуси и Азербайджана. Kronos также продается в этих странах, кроме того, делаются пробные поставки на рынок Украины. Что касается импорта в европейские страны, то в целом для НПО «Кронос» это не проблема.
Как на вашей отрасли сказалось вступление России в ВТО?
АЛ: До 2017 г. действует соглашение о сохранении пошлин на ввоз листа. Сегодня на российском рынке доля импорта не превышает 2%. Снятие пошлин грозит нам натиском со стороны как европейских стран, так и Китая, который тоже является членом ВТО. Бороться с наплывом китайской продукции практически невозможно, тем более учитывая сегментацию рынка. Поэтому потребитель должен сам решать, какой товар покупать. Наша задача его информировать о качестве. Мы боремся за то, чтобы на плохом листе не было написано, что он соответствует высшим стандартам.
Но в целом мы позитивно оцениваем перспективы развития пластиков в России и нашего рынка, в частности, и считаем, как говорят в «Кроносе»: «Солнца хватит всем!!!!».