Москва и Минск готовят проект "дорожной карты" по созданию единого газового рынка в Союзном государстве. Пока позиции сторон радикально отличаются. Беларусь хочет покупать газ из РФ по ценам "как в Смоленской области". Но российские чиновники обещают подумать о новых тарифах только после продвижения интеграции двух стран. Подготовку "дорожной карты" газовой интеграции министры энергетики России и Белоруссии должны были обсуждать в среду. Возможность создания единого газового рынка у наблюдателей вызывает сомнение.

"Сейчас идут переговоры по возможной завтрашней встрече двух министров. Это стандартный процесс по рабочим группам, которые организованы между двумя государствами", — сообщил во вторник замминистра энергетики Белоруссии Вадим Закревский. Он уточнил, что "по электроэнергетике уже есть проект "дорожной карты" в приличной степени готовности". "А по газу есть существенные развилки, которые не позволяют нам пока достичь согласованности", — сказал Закревский.

Белоруссию, в частности, интересует вопрос выравнивания цены российского газа, однако "российская сторона не готова его решать". "Мы должны к чему-то привязываться, к какому-то понятному механизму: либо это ближайший регион Российской Федерации, который граничит с Республикой Беларусь, либо это какая-то формульная цена — она также позволяет считать стоимость газа при различных условиях. Но российская сторона сейчас не готова комментировать и склоняться к тому или иному варианту", — отметил Закревский.

Белорусский чиновник считает, что Москва пока не готова рассматривать ценовое соглашение по газу на 2020 год, а Минск на этом настаивает. "По срокам, серьезно, пока непонятно, когда Россия будет готова. Они (российская сторона. — "НГ") комментируют, что когда будет пакет "дорожных карт" (по интеграции) готов, тогда будем обсуждать стоимость газа. Тридцать одну "дорожную карту" должно на руках у себя иметь Минэкономики Беларуси от всех госорганов. И после этого могут возникнуть какие-то другие развилки, может, в сфере промышленности, в агросекторе, и будут решаться дополнительно, как разменная монета, я не знаю", — заключил Закревский.

Неделю назад белорусский министр энергетики Виктор Каранкевич подтверждал, что стороны продолжают консультации по стоимости газа для Белоруссии после 2019 года. Он подчеркивал: "Вопрос ценообразования на газ будет рассматриваться после подготовки этих "дорожных карт".

Речь идет о трех десятках "дорожных карт", которые стороны разрабатывают в рамках процесса интеграции России и Белоруссии. Тексты проектов документов до сих пор не были обнародованы. При этом ожидается, что программа может быть окончательно подготовлена и представлена президентами Белоруссии и России 8 декабря, в день 20-летия Договора о создании Союзного государства.

В то же время тема стоимости поставок российского газа в Белоруссию становится для Минска все более актуальной, так как в этом году истекает договоренность о цене поставки российского газа в Белоруссию. Президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно заявлял о необходимости снижения цены на голубое топливо до внутрироссийских уровней. Пока что стоимость газа для Белоруссии на 2019 год фиксированная — 127 долл. за  1 тыс. куб. м. на границе. В Минске же считают, что более рыночными для Белоруссии являются тарифы на газ "как для Смоленской области РФ", то есть почти в два раза дешевле.

Основная загвоздка состоит в том, что Москва намерена обозначить новые цены только после того, как Минск подтвердит наличие проработанного пакета "дорожных карт" по дальнейшей интеграции государства с РФ. В Беларуси же уверены, что решение стратегических вопросов до момента урегулирования текущих энергетических споров невозможно.

"Для нас самое главное — это решение тех вопросов, которые лежат сегодня на поверхности. Мы можем говорить о каких-то стратегических целях, но, если мы не решим сегодняшние проблемы, то говорить об углубленной интеграции не приходится", — замечал глава МИД Белоруссии Владимир Макей. Перечисляя спорные моменты, он уточнил, что речь идет в первую очередь о "налоговом маневре, устранении препятствий в поставках сельскохозяйственной, промышленной продукции, переговорах об урегулировании спорных моментов, связанных с ценами на газ и нефть, и так далее". "Мы заинтересованы в том, чтобы мы решили все эти вопиющие, кричащие вопросы, которые лежат сегодня на поверхности. Я думаю, что если они не будут решены, то говорить о подписании программы дальнейших действий будет трудно", — сказал Макей.

При этом Минск, похоже, надеялся надавить на Москву через снижение объемов закупок российского газа. Так, тот же Виктор Каранкевич не исключал, что в следующем году Беларусь может вообще снизить импорт российских углеводородов. "Он (импорт газа из России в 2020 году) может быть ниже того объема, который будет потреблен в этом году, — примерно 20 млрд куб. м газа", — говорил он, подчеркивая, что снижение в первую очередь будет связано с запуском первого блока Белорусской атомной электростанции.

Проблема выравнивания газовых цен в РФ и РБ, по идее, могла бы выглядеть как чисто экономический "спор хозяйствующих субъектов". "Однако многие двусторонние проблемы рассматриваются Россией через политическую призму", — считает старший аналитик аналитического центра "Альпари" Вадим Иосуб. Общий рынок нефти, газа, электроэнергии, включающий вопросы объема поставок и цен, вопросы транзита, недопущение нетарифных барьеров, создание равных условий хозяйствования для субъектов из разных стран, — все это можно было бы обеспечить в рамках ЕАЭС, рассуждает он. "Однако Россия ставит перед РБ требования "более тесной интеграции", а это весьма болезненно воспринимается руководством Беларуси", — указывает эксперт.

Очевидно, рассуждает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский, вероятность установления единого газового рынка РФ и Беларуси прямо пропорциональна готовности Минска принять условия Москвы по интеграции. "Думаю, что Москва бесконечно будет использовать козырь в виде возможности уравнять цены на газ, пока не увидит реального продвижения в переговорах или даже их окончательного результата", — говорит он.

Эксперт-аналитик компании "Финам" Алексей Калачев сомневается в возможности создания единого газового рынка России и Белоруссии. "Беларусь — не область России, а отдельное государство. Предприятия и население той же Смоленской области платят налоги в федеральный бюджет РФ и из бюджета РФ получают субсидии и трансферты. Государство в РФ регулирует тарифы ЖКХ и естественных монополий. В том числе и цену на газ для внутренних потребителей", — напоминает он.

"В Беларуси происходит то же самое, но отдельно, по-своему. Чтобы иметь газ на условиях как в Смоленской области, нужно, чтобы и остальные условия на территории Беларуси были как в Смоленской области. То есть тарифы на газ российской стороной вполне справедливо увязываются с углублением межгосударственной интеграции РБ и РФ. Иными словами — более высокая цена на газ — это часть платы за суверенитет", — резюмирует он.