Власти Коми готовят предложения руководству ЛУКОЙЛа по радикальному изменению компанией подходов к контролю за состоянием своих трубопроводов. Об этом в понедельник сообщил глава Коми Владимир Уйба. Он также предложил нефтяникам расширить социальное партнерство с республикой в целях оказания поддержки жителям населенных пунктов, пострадавших от нефтеразлива, затронувшего сразу два региона — НАО и Коми. Ранее из-за разгерметизации трубопровода Ошского месторождения в почву и реку Колву попало около 90 тонн нефтесодержащей жидкости. Следственный комитет НАО возбудил уголовное дело.

11 мая 2021 года в ГУ МЧС России по Республике Коми поступила информация о радужной пленке на реке Колве. Спасатели приступили к установке боновых заграждений, а мэр Усинска Николай Такаев ввел на территории муниципалитета режим ЧС. Уже 13 мая Следственный комитет Ненецкого округа возбудил уголовное дело из-за разлива нефтепродуктов по ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ). По версии следствия, причиной стала разгерметизация трубопровода от магистральной насосной станции (МНС) Ошского месторождения до дожимной насосной станции (ДНС) №5 Харьягинского месторождения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

Глава Коми уточнил, что мониторинг нефтяников целесообразно вести постоянно, чтобы в случае обнаружения утечек моментально реагировать, так как чем быстрее локализовать порывы, тем меньше масштаб последствий, в частности по нанесению ущерба экосистеме любого региона, где ведется добыча.

Также, по его словам, власти Коми вынуждены ввести межмуниципальный режим ЧС на территориях трех граничащих друг с другом муниципалитетов (ранее такой режим был введен решением администрации муниципалитета в Усинске, на территорию которого пришелся основной очаг нефтеразлива).

«Только жесткий мониторинг, в том числе с применением традиционных и доказавших свою эффективность вертолетных трассовых облетов территорий не реже двух раз в неделю, способен служить профилактикой аварий,— отметил руководитель пострадавшего региона.— Мы рассчитываем на то, что компания на примере нынешней ситуации будет намного оперативнее реагировать. Специфика Коми с точки зрения климата в том, что осенью у нас ледостав — время, когда любые разливы особенно опасны, а весной — ледоход, который также затрудняет сбор нефти из водоемов, когда она туда проникает».

В настоящее время схема работы на месте ЧП в Коми изменена. Глава Коми рассказал “Ъ”, что боны и сорбенты продолжают применяться, но этого недостаточно. Поэтому внедрена так называемая баржевая блокировка льда: «Баржами создаются искусственные затоны, куда загоняются льдины. В этих загонах экскаваторами выгребают пораженные куски льда, далее направляемые на полигон промышленных отходов».

В ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в понедельник сообщили о том, что устранение последствий уже на завершающей стадии.

«Населенным пунктам и объектам экономики, в том числе в Арктической зоне, ничто не угрожает»,— заверяет недропользователь. Позиция «ЛУКОЙЛ-Коми» сводится к тому, что «основная масса нефтесодержащей жидкости незамедлительно локализована персоналом на суше на площади около 1,3 га, а к сегодняшнему дню собрано почти 130 кубометров загрязненного грунта, гибели биологических ресурсов не произошло». Это обусловлено тем, что расставлено 2500 метров боновых заграждений с 30 тоннами сорбирующих материалов.

«Угрозы источникам питьевого водоснабжения нет. Водозаборные сооружения Усинска расположены на реке Усе выше по течению от впадения Колвы. Сельское население снабжается водой из водозаборных скважин населенных пунктов»,— резюмировали на предприятии.