санкции

ЕС ввел против России новый пакет санкций. Полноценное применение предложенных мер — в первую очередь запрета на инвестиции и прекращения поставок европейского оборудования и технологий для энергосектора — грозит крайне тяжелыми последствиями для экономики РФ. Под ударом оказались также черная металлургия и автопром. В то же время финальная картина в текущих документах не определена и оставляет много возможностей для исключений и индивидуального применения санкций разными странами ЕС.

ЕС опубликовал «четвертый пакет» санкций против России за военную операцию на Украине, который представляет собой дополнение соответствующих решений Совета ЕС и Еврокомиссии от 2014 года.

Судя по документу, он готовился в спешке и носит явные следы разногласий между европейскими странами относительно того, как далеко они готовы зайти, учитывая потенциальные серьезные последствия для собственной экономики.

Например, в статье 1аа указано, что требование запрета трансакций с определенными российскими компаниями не распространяется на поставки в ЕС титана, алюминия, никеля и палладия, при этом в списке соответствующих компаний нет производителей таких металлов. Очевидно, запрет их импорта рассматривался, но не был в итоге одобрен.

Другой пример — крайне жесткий запрет на поставку оборудования и технологий для российского энергосектора, кроме атомной промышленности (речь о добыче и переработке нефти, газа, угля и производстве электроэнергии). Он подразумевает отмену даже действующих контрактов, в том числе на обслуживание поставленной техники, с переходным периодом до 17 сентября. Однако список оборудования и технологий, которые запрещено поставлять, не приведен: в статье 4 говорится, что «союз предпримет необходимые шаги для определения (подлежащих запрету.— “Ъ”) позиций».

Последствия запрета потенциально могут быть разрушительными для российского ТЭК, который критически зависит от европейского основного оборудования, особенно в энергетике и производстве СПГ. По словам собеседников, знакомых с ситуацией, роторное оборудование (газовые турбины, компрессоры) под запрет не попадет, что позволит эксплуатировать российские газовые ТЭС.

Наиболее существенная из одобренных мер предусматривает полный запрет на новые инвестиции компаний ЕС в российский энергосектор или увеличение уже сделанных вложений.

В том числе нельзя создавать новые компании для работы в этом секторе в РФ, предоставлять кредиты и взносы в капитал. Однако власти ЕС могут предоставлять исключения, если такие инвестиции необходимы для работы уже существующих в РФ структур европейских компаний и «критически важны» для энергобезопасности ЕС. Аналогичные исключения предусмотрены для поставок оборудования и технологий, предназначенных для транспортировки российских энергоносителей в ЕС. Однако государство ЕС, предоставляя эти исключения, должно информировать остальные страны союза и Еврокомиссию.

«Этот механизм является лазейкой для государств, которые заинтересованы в продолжении поставок, продолжить эту деятельность под условием информирования компетентных органов ЕС»,— полагает адвокат ЕМПП Мерген Дораев. Каких-то негативных последствий для стран ЕС, которые будут пользоваться исключением, по его мнению, нет: «На информировании все условия заканчиваются. Теоретически в ЕС есть механизм, который позволяет вводить ограничения против собственных членов, но он не связан с исполнением документов о санкциях против других стран, поэтому здесь его применить нельзя».

Отдельно запрещено любое взаимодействие с 12 российскими госкомпаниями, среди которых «Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть». Для них разрешены только сделки, непосредственно связанные с покупкой нефти, а также случаи, когда эти компании являются миноритариями в проекте за пределами РФ. Другие перечисленные госкомпании не прямо оборонного назначения — ОАК, ОСК, «Ростех», КамАЗ, «Совкомфлот» и УВЗ — уже были под санкциями.

Был запрещен импорт некоторой российской стальной продукции, в основном проката (как плоского, так и сортового) и труб. Стальная заготовка, слябы и железная руда под запрет не попали. В большей степени от европейского рынка зависят «Северсталь» и НЛМК. Первая компания уже остановила экспорт, а доля Европы в выручке НЛМК составляет 18%. Существенным может стать запрет на импорт алмазов и бриллиантов: АЛРОСА в 2020 году экспортировала в Бельгию, которая является сортировочным хабом и крупнейшим торговым центром алмазов, камни на 75 млрд руб.

ЕС также запретил экспортировать в Россию автомобили и их части стоимостью выше €50 тыс., что в легковом сегменте касается только премиальных и люксовых машин. Но запрет в таком виде ограничит выпуск и ввоз в РФ грузовиков европейских марок, на которые приходилось примерно 33% от всего российского рынка в 2020 году. КамАЗ уже несколько недель не может собирать новую модельную линейку К4 и К5, так как в ней используются кабины Daimler. В итоге на рынке РФ могут быть не представлены современные тягачи.

Также полностью запрещены поставки для нужд авиаотрасли, в том числе шин. По словам источников, это станет крупной проблемой, поскольку шины в авиации — крайне расходный материал и их замена в зависимости от качества покрытий полос в аэропортах может требоваться уже после нескольких рейсов. Производимые в Китае шины прежде не рассматривались к закупке из-за вопросов к их качеству. Собеседники предполагают, что теперь самолеты начнут «переобуваться» на серых рынках, подразумевая в первую очередь Китай, Турцию и Филиппины.

Баланс внешней торговли ЕС и России в последние годы из-за относительно высоких цен на нефть был профицитным в пользу России — так, в 2020 году экспорт России в ЕС составил, по данным Eurostat, в пересчете на доллары США около $100 млрд, импорт — около $90 млрд. В большей степени РФ зависит от импорта из Германии (около $25 млрд), Италии (примерно $11 млрд), Франции ($8,5 млрд), Польши ($5 млрд) и Великобритании ($4 млрд).

По крайней мере в ближайшие месяцы и, возможно, годы введенные санкции существующий профицит во внешней торговле для РФ должны значительно увеличить. Пока есть лишь собственная оценка Еврокомиссии по снижению закупок в РФ продукции черной металлургии — это около $3,5–3,7 млрд в год.

Вероятно, существенно большим может быть сокращение закупок РФ в ЕС по главной статье импорта — машины, оборудование и транспортные средства, на которые в разные годы приходилось 45–50% от общего российского импорта.

Вероятно, санкциями может быть затронута закупка европейских товаров в основном промышленного назначения на $10–15 млрд в год. Импорт предметов роскоши в РФ вряд ли превышает $5–6 млрд в год. Таким образом, предполагаемая нижняя граница сокращения европейского экспорта в РФ — около $20 млрд, верхняя — $40–45 млрд, и ее достижение зависит от жесткости в исполнении санкций в отношении автопрома и промышленно-инвестиционных товаров.

При этом, скорее, сокращение будет идти по нижней границе: представители Еврокомиссии подчеркивали на прошлой неделе, что четвертый раунд санкций практически исчерпает возможности ЕС давить на Россию.

Россия для ЕС не главный торговый партнер, ее доля в европейском импорте — 5%, в экспорте — 4%. ЕС в российском экспорте, напротив, занимает около 40%. Впрочем, если для ЕС основная чувствительная статья внешней торговли с РФ — это энергоносители и цветные металлы, санкциями почти не затронутые, то для российского импорта из Европы речь идет прежде всего о товарах безальтернативных. Заменить европейские поставки промышленных товаров для энергетики и транспорта в ближайшей перспективе вряд ли возможно, поскольку Китай и страны Юго-Восточной Азии обычно импортируют из ЕС то же самое, что и Россия.

По оценкам BofA, двукратное (то есть маловероятное) сокращение экспорта ЕС в Россию может привести к снижению ВВП ЕС в 2022 году на 0,6%. Эффект для российского ВВП от сокращения закупок европейских товаров пока можно оценить очень грубо — это, возможно, 2–3% с учетом вторичных эффектов.