Вчера Минэнерго впервые публично раскритиковало политику Федеральной антимонопольной службы на рынке нефтепродуктов. Заместитель главы министерства Павел Федоров призвал "положить антимонопольные инициативы в контекст отрасли", заявив, что нынешние подходы ФАС не позволяют эффективно регулировать рынок. В ближайшее время служба собирается вновь вносить в правительство законопроект об обороте нефти и нефтепродуктов, однако, судя по позиции Минэнерго, перспективы его принятия остаются весьма туманными.

Антимонопольная политика на рынке нефтепродуктов должна базироваться на тонкой настройке отдельных рынков, заявил заместитель министра энергетики Павел Федоров, назвав некорректными попытки "накрыть всех одним одеялом". Он признал, что в российской нефтепереработке действительно существуют региональные монополии, поскольку в субъектах РФ на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и на Юге работают по одному НПЗ и поставка топлива в эти регионы с других НПЗ, как правило, нерентабельна. "Инициативы по повышению конкуренции розничного рынка нефтепродуктов должны быть увязаны с этой ключевой проблемой отрасли,— заявил господин Федоров (цитата по "Интерфаксу").— Мы не можем просто сказать компаниям, сколько им продавать на бирже, не можем регулировать цену продажи независимым АЗС, виртуально разделять бизнес без понимания этой нашей основной проблемы",— сказал он, перечислив основные регуляторные инициативы ФАС на рынке нефтепродуктов в последние два года.

Павел Федоров близко знаком с антимонопольной политикой ФАС, поскольку в 2010-2012 годах работал вице-президентом "Роснефти", заплатившей миллиардные штрафы в ходе трех волн антимонопольных дел против нефтяников. В начале 2011 года, на фоне "третьей волны", ФАС разработала два основополагающих законопроекта — "Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов" и "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты". Эти документы должны были определить правила игры на рынке, предоставив регулятору четкие ориентиры для применения санкций. Параллельно ФАС активно отстаивала идею биржевых торгов топливом, пишет Ъ.

Бензиновый кризис весны 2011 года, когда в результате просчетов в госрегулировании топливо перестало доходить до независимых АЗС, дал ФАС повод развить атаку на вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Глава службы Игорь Артемьев под лозунгом спасения независимой розницы предложил разделить ВИНКи на добывающее, перерабатывающее и розничное звенья. Эта идея была включена в законопроект об обороте нефти и нефтепродуктов, но не получила одобрения в правительстве и в нынешнем тексте уже не фигурирует. Как пояснил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, регулятор теперь настаивает только на том, чтобы оптовой и розничной продажей нефтепродуктов занимались разные юридические лица: это требование в целом соответствует уже сложившейся практике.

Павел Федоров предложил антимонопольщикам "максимально четко определить проблемные регионы и, исходя из них, тонко настраивать инициативы". По его словам, в тех законопроектах, которые сейчас разрабатывает ФАС (в том числе об обороте нефтепродуктов), этот подход не применяется. Господин Голомолзин сообщил, что ФАС вновь направит этот законопроект в правительство на следующей неделе; судя по позиции Минэнерго, вероятность его одобрения вряд ли выше, чем в ходе двух предыдущих попыток.