Минтранс, уже предложивший ограничить погрузку и разгрузку загрязняющих веществ с судна на судно за пределами портов, хочет подкрепить это решение штрафами. Их размер для компаний, согласно поправкам Минтранса к КоАП, с которыми ознакомился “Ъ”, может составить до 10 млн руб. Но и без штрафов ограничение перевалки грозит дополнительными затратами. Эксперты признают, что регулировка рейдовой перевалки необходима, но в нынешнем варианте правил выглядит скорее попыткой переориентации грузов в порты.
Минтранс внес в правительство скорректированный законопроект о введении штрафов за так называемую рейдовую перевалку, то есть перемещение грузов с судна на судно за пределами портов. Речь в первую очередь идет о нефти и нефтепродуктах. Документ дополняет законопроект об ограничении рейдовой перевалки вне портов с 1 марта 2022 года, внесенный в Госдуму 16 июня.
Запрет рейдовой перевалки за пределами портов обернется для компаний дополнительными затратами.В новой редакции поправок Минтранса к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) в отличие от старой за нарушения в исключительной экономической зоне РФ (ИЭЗ) предусмотрены меньшие штрафы, чем за нарушения во внутренних и территориальных водах, а также в границах портов, где перевалка груза с судна на судно запрещена. За рейдовую перевалку в ИЭЗ гражданам грозят штрафы в 50–100 тыс. руб., должностным лицам — 100–400 тыс. руб., ИП и компаниям — 0,5–1 млн руб. За разгрузочно-погрузочные операции в других неположенных местах штрафы составят 100–200 тыс. руб., 0,5–1 млн руб. и 5–10 млн руб. соответственно. Штрафовать будут владельцев судов и капитанов.
По оценкам самого Минтранса, которые он дает в пояснительной записке, в среднем стоимость перевалки тонны нефти на рейде составляет $5, у причала — 10$. По информации министерства, в 2020 году в портах Мурманска, Новороссийска, Феодосии и в порту Кавказ совершено 10 тыс. операций рейдовой перевалки наливных грузов общим объемом 99,4 млн тонн (примерно четверть всей перевалки таких грузов, по данным Ассоциации морских и торговых портов). Данных об объеме рейдовой перевалки за пределами портов не приводится.
Сергей Афанасьев, 25 лет проработавший судоводителем и капитаном, согласен, что «разумно ограничить рейдовую перевалку за пределами портов следовало бы». Но если придется переваливать грузы только в пределах портов, затраты возрастут как для отправителя, так и для получателя, подчеркивает он: «В порт нужно будет заходить обоим и оплачивать портовые сборы, лоцманские услуги, буксирное обеспечение при швартовке и отшвартовке». Процесс будет занимать больше времени, чем перевалка в открытом море при нормальных погодных условиях, добавляет эксперт, что приведет к снижению товарооборота.
Минтранс готов разрешить рейдовую перевалку за пределами текущих границ портов, но только в закрепленных за ними и определяемых правительством перегрузочных районах. Критерии установки районов пока неясны.
В министерстве уточнили лишь, что «возможность перегрузки с судна на судно не исключается, лишь устанавливаются правила ее осуществления, отсутствовавшие ранее». Штрафы за рейдовую перевалку с нарушениями есть, например, в английском праве, отмечает управляющий партнер Navicus.Law и президент Ассоциации морского права (RUMLA) Константин Краснокутский. Причем британские власти не ограничивают размер штрафа, его устанавливает суд.
В пояснительной записке Минтранс отмечает, что нерегулируемая рейдовая перевалка создает угрозу «аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды». А в акватории порта, надеются разработчики законопроекта, грузы будут переваливаться под контролем и при обязательном наличии плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
"Охрана окружающей среды лишь предлог для принятия законопроекта. Его цель — максимально загрузить портовые мощности",— полагает Константин Краснокутский.
То, что законопроект может быть «элементом конкурентной борьбы» портов за грузы, допускает и Надежда Малышева из PortNews. Мишенью нового регулирования, полагает эксперт, выглядит Кавказ. Там перевалка в основном происходит с речных судов, доставляющих грузы по Волге и Дону, на рейдовые накопители с последующей перевалкой на морские суда. Переваливать грузы в акватории терминала в Тамани (принадлежит ОТЭКО) — в разы дороже, добавляет она, к тому же там нет речных причалов, то есть грузы могут уйти на железную дорогу. В других случаях, отмечает госпожа Малышева, запрет рейдовой перевалки за пределами портов может повлечь уход судов в воды других стран.