Венгерская компания MOL переводит свои перерабатывающие предприятия с российской нефти марки Urals на другое сырье, но сможет завершить этот дорогостоящий процесс не раньше, чем через три года. Как сообщил глава компании Жолт Хернади, изменения в технологиях производства потребуют инвестиций в размере от $500 млн до $700 млн и будут осуществлены при финансовой поддержке Евросоюза.
"Нам хотелось бы, чтобы к концу 2025 - началу 2026 года мы могли свободно выбирать, когда, в каком количестве и какую нефть мы будем поставлять на каждый НПЗ", - сказал Хернади в интервью агентству Reuters.
Принадлежащий MOL Дунайский НПЗ в Сазхаломбатте и завод в Братиславе, которым MOL владеет через свою дочернюю компанию Slovnaft, технологически устроены так, что большая часть перерабатываемой там нефти должна быть российской. По словам Хернади, в прошлом году предприятие в столице Словакии использовало в своем производстве лишь 5% нефти, добытой не в России, однако к концу 2023 года доля такого сырья достигнет 30-35%, передает ТАСС.
В условиях запрета ЕС
Ранее руководство MOL заявляло, что примерно две трети сырья, используемого на заводах компании в Венгрии и Словакии, приходятся на российскую нефть, поступающую по трубопроводу "Дружба". Перевод предприятий на другое сырье (с другой плотностью, содержанием серы и так далее) потребует длительного времени и больших затрат, однако этим придется заниматься из-за запрета Евросоюза на торговлю нефтепродуктами "российского происхождения", в том числе сделанными из российской нефти.
Запрет вступил в силу 5 февраля, а в марте MOL сообщила, что успешно протестировала на НПЗ в Братиславе использование нефти Arab Light из Саудовской Аравии вместо российской Urals. Компания объявила также, что начинает использовать там азербайджанскую нефть. Партия сырья сорта Azeri Light будет доставлена на завод в столице Словакии с месторождений Азери - Чираг - Гюнешли на шельфе Каспия, в разработке которых MOL принимает участие в составе международного консорциума.
Тарифы за транзит по Украине
В ходе интервью Хернади также подтвердил, что MOL будет платить за транзит российской нефти по нефтепроводу "Дружба" по территории Украины непосредственно украинскому оператору этой системы. Однако переговоры пока не завершены из-за решения Киева увеличить тарифы за прокачку сырья.
"Мы скорректируем платежную систему", - сказал глава компании, добавив, что переговоры с "Укртранснафтой" находятся на завершающей стадии. "Все еще продолжаются споры, дискуссии по поводу платы за транзит, поскольку было отмечено многократное увеличение [тарифов]", - уточнил Хернади.
О решении расплачиваться за транзит российской нефти напрямую с Украиной объявил 11 апреля во время визита в Москву министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто.
MOL получает также нефть на свои НПЗ из Хорватии по Адриатическому трубопроводу. В связи с этим руководитель компании сообщил, что хорватские партнеры тоже намерены существенно повысить плату за транзит и переговоры с ними продолжаются. Венгерская компания хотела бы заключить с хорватским оператором долгосрочный контракт на поставки сырья.