Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) предложит участникам рынка осуществлять торги авиакеросином с участием оператора товарных поставок. Этот проект реализуется биржей совместно с ОАО «РЖД», рассказал источник, близкий к СПбМТСБ, и подтвердил представитель биржи. По словам источника, знакомого с предложением биржи, инициатива призвана защитить рынок от недобросовестных трейдеров и провоцируемых ими скачков цен.

В июне и августе в ряде регионов цена на авиакеросин, который авиакомпании покупают у нефтетрейдеров, взлетела на 16–60%. Так, в августе в аэропорту «Кольцово» (Екатеринбург) цена в сравнении с июлем выросла на 62,1%, в «Домодедово» – на 33,4%, в «Жуковском» – на 36%, в Иркутске – на 28,1%, в Краснодаре – на 48,4%, в Красноярске – на 48,6% и т. д. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ; объединяет 27 российских авиакомпаний и авиапредприятий) 11 августа направила обращение министру транспорта РФ Евгению Дитриху с просьбой проверить обоснованность такого роста.

Обращение АЭВТ поступило в Минтранс, сообщили в министерстве. Поставленные в обращении ассоциации вопросы требуют детального анализа и будут обсуждаться на заседаниях рабочей группы, в нее войдут представители федеральных органов власти (в том числе Минэнерго и ФАС), а также АЭВТ и топливных компаний – поставщиков авиакеросина, уточнили в ведомстве.

Первое межведомственное совещание по данному вопросу прошло в четверг, 20 августа, сообщила одна из сторон встречи. В Минэнерго факт совещания подтвердили, но добавили, что пока вопрос остается в работе.

В ФАС на запрос не ответили. На данный момент СПбМТСБ озабочена вопросами нецелевого использования авиакеросина, которое приводит к раскачке цен, сообщил представитель биржи. СПбМТСБ работает над решением проблемы.

По данным биржи за июль, доля трейдеров-посредников в общем объеме торгов авиакеросином составила около 51%. Авиакеросин не облагается акцизом, поэтому некоторые трейдеры активно закупают его для дальнейшего изготовления суррогатного дизельного топлива, рассказывает сотрудник одного из нефтетрейдеров. Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев замечает, что зачастую марки ТС и РТ используются для смешения с некачественным топливом и последующей реализации неподакцизного товара. «Приобретение авиакеросина для последующей реализации под видом дизтоплива часто практикуется недобросовестными участниками рынка. А нецелевое использование подстегивает спрос», – поясняет Гусев.

По его словам, только государство теряет на недополученных налогах более 8000 руб. с тонны, а потребитель получает товар, способный привести к поломке его автомобиля. «Рынок теневого топлива в нашей стране до сих пор существует и оценивается в несколько десятков тысяч тонн в месяц», – подчеркнул он.

Тремя крупнейшими нефтетрейдерами, работающими с авиакеросином, являются «Солид – товарные рынки», «Инвестнефтетрейд» и «Уфаойл», на долю которых в общей сложности приходится 31% от общего объема торгов. «Ведомости» направили запросы в «Солид – товарные рынки» и «Уфаойл», но они остались без ответа. С компанией «Инвестнефтетрейд» связаться не удалось.

СПбМТСБ подготовила и направила регуляторам запросы для изучения возможности введения соответствующих ограничений. «Так, например, СПбМТСБ планирует в IV квартале 2020 г. внедрить на рынке нефтепродуктов, поставляемых ж/д транспортом, институт оператора товарных поставок. Этот проект реализуется совместно с ОАО «РЖД», – говорит представитель биржи. Функции оператора товарных поставок предполагают проведение, учет и контроль за доставкой проданной продукции. «Работа с участием такого оператора создаст условия повышения прозрачности процесса исполнения биржевых договоров с фиксацией информации о грузополучателях, упростит документооборот, позволит урегулировать в рамках биржевой инфраструктуры вопрос сверхнормативного простоя цистерн за счет клиринговых механизмов», – поясняет представитель биржи. «Ведомости» также направили запрос в РЖД.

Инициатива биржи может позволить уменьшить нецелевое использование авиакеросина, тем самым способствуя стабилизации цен, но не решает вопроса фискальной нагрузки на отрасль, которая является одной из основных причин увеличения цен на нефтепродукты, говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

«Если бы в ценообразовании на дизель налоги и акцизы не составляли более 70%, стоимость была бы меньше и у некоторых недобросовестных участников рынка не было бы искушения нецелевого использования керосина», – сказал он. По мнению эксперта, для эффективной стабилизации и удерживания цен необходимы серьезные инициативы в рамках налоговых стимулов производства и реализации качественных нефтепродуктов.