Федеральная антимонопольная служба (ФАС) согласовала сделку по приобретению «Сибур Холдинг» 100% голосующих акций татарского нефтехимического холдинга ТАИФ при выполнении определенных условий, сообщили в ведомстве. Среди требований регулятора, например, — обеспечить удовлетворение потребностей внутреннего рынка товарами «Сибур». Сделка приведет к усилению позиции компании на мировом рынке нефтепродуктов, повышению доли экспорта несырьевых товаров. Но на топливный рынок страны объединение существенного влияния не окажет, считают представители бизнеса.

Антимонопольные условия

ФАС удовлетворила ходатайство «Сибура» о приобретении 100% голосующих акций ТАИФ. При этом компании выдано предписание о выполнении ряда обязательных условий, сообщили в антимонопольной службе.

О планах объединить активы крупнейшие нефтехимические холдинги России объявили в апреле этого года. Сообщалось, что крупнейшие акционеры ТАИФа получат 15% объединенной компании. После завершения всех инвестиционных проектов, которые сейчас находятся в стадии реализации, объединенная компания войдет в топ-5 глобальных лидеров по производству полиолефинов и каучуков.

Заключение этой сделки позволит усилить позиции России на мировом рынке нефтепродуктов и нефтехимии, а также в качестве несырьевого экспортера, отметили в антимонопольной службе. В ведомстве подчеркнули, что выполнение всех условий предписания ФАС позволит полностью удовлетворить интересы внутреннего рынка. В частности, «Сибур» будет должен обеспечить своими товарами потребности внутреннего рынка, в том числе, в качестве сырья, добавили в ФАС.

Кроме того, компания сможет перерабатывать сжиженный углеводородный газ (СУГ) только частично, сказали в ведомстве. Не переработанный СУГ используется как топливо, в том числе для нужд ЖКХ — к примеру, для отопления. Ограничение необходимо, чтобы оставался достаточный объем СУГ для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, пояснили в ФАС.

В регуляторе также отметили, что компания не должна будет ущемлять права своих контрагентов при заключении договоров на поставку производимых товаров. Например, не сможет устанавливать для сторонних субъектов дискриминационные условия по сравнению со своими аффилированными лицами, а также навязывать контрагентам невыгодные и экономически не обоснованные условия. Речь о договорах, заключаемых на территории страны, объяснили в ФАС.

При этом самому «Сибуру» будет запрещено отказываться от заключения договоров поставки в России без экономических или технологических причин, если есть возможность производства или поставки товаров в рамках таких договоров, сказали в ведомстве.

— Компания обязана будет закупать и реализовывать производимые товары на конкурентных условиях с использованием прозрачных биржевых и/или внебиржевых ценовых индикаторов, сложившихся в зоне активного потребления или производства соответствующих товаров, — отметили в антимонопольной службе.

«Сибур» должен будет реализовывать продукцию по прямым долгосрочным контрактам, с учетом возможности эффективной доставки товара для потребителя. Помимо этого, до 31 декабря 2021 года компания разработает и представит на рассмотрение ФАС проект торговой политики по реализации каждого производимого товара с долей более 50% на товарном рынке в стране, добавили в ведомстве. Документ также должен будет учитывать условия всех остальных пунктов предписания, отметили там.

В «Сибуре» сказали, что объединенная компания получит масштабный синергетический эффект за счет оптимизации дистрибуции и логистики, развития R&D блока, а также повышения операционной эффективности активов. Общая мощность объединенной компании по основным продуктам нефтехимии превысит 7,2 млн т в год.

Эффекты для рынка

Это резонансная сделка и для регулятора ее одобрение было сложным решением, считает партнер, руководитель практики антимонопольного права адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Наталья Коростелева. Но она соответствует духу времени — консолидация в капиталоемких отраслях неизбежна, а это говорит об экономической целесообразности. Такая сделка была бы невозможна, если бы регулятор не разработал эффективные механизмы защиты внутреннего рынка, отметила она.

В России происходит укрупнение отрасли и формирование более эффективных с точки зрения мировой конкуренции компаний, которые могли бы сохранять и укреплять свои позиции, сказали «Известиям» в Российском союзе химиков. Слияние в данном случае вполне логично, считают там. Создание объединенной компании позволит повысить устойчивость ее нефтегазохимического бизнеса и конкурентоспособность на мировом рынке, даст дополнительные возможности для роста российской нефтегазохимической индустрии, считают в союзе.

У объединенной компании расширится ассортимент продукции и появится больше возможностей для развития новых производств среднетоннажной химии, сказал аналитик информационно-аналитического центра Rupec Александр Собко. Работа в этом сегменте позволит создать в стране новые технологические цепочки, производства конечных товаров народного потребления, пояснил он. В этом случае появится эффект как на импортозамещение, так и экспортный потенциал продукции с высокой добавленной стоимостью, добавил эксперт.

За счет синергетического эффекта объединение сможет увеличить производство полиэтилена, полипропилена различной плотности и других этиленовых производных, считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Сделка закономерная и практичная, она отлично вписывается в канву стратегии работы «Сибура», а совместные мощности составят порядка 70% от всего соответствующего производства в РФ, отметила эксперт.

По мнению вице-президента НТС Дмитрия Гусева, условия ФАС к сделке не продуманы, раз компании не были выдвинуты условия по обязательной реализации 10–20% объема производства на бирже. По нынешним условиям сделка может привести к монополизации рынка и сократить возможности конкуренции, опасается эксперт.

— Нет конкуренции — нет свободного ценообразования. Как и любая монополия, компания будет стремиться к максимизации цены, — сказал Дмитрий Гусев.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что сделка напрямую не повлияет на ситуацию на топливном рынке в стране.

— Мы производим СУГ больше, чем потребляем. Потребление внутри страны, как в ЖКХ, автотранспорте, так и в нефтехимии, отстают от темпов прироста производства данного продукта. Часть производимый СУГ идет на экспорт. Даже если представить, что объединение приведет к снижению производства, влияния на внутренний рынок это не окажет, — отметил эксперт.

В Минэнерго от комментариев отказались. В ТАИФе на момент публикации не ответили.