Сделка по покупке «Роснефтью» 50%-ной доли в Ruhr Oel у Petroleos de Venezuela SA (PdVSA) может быть закрыта в течение нескольких недель, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на неназванные источники. Цена сделки — $1-2 млрд. «Роснефть» продолжает переговоры о покупке доли PdVSA в Ruhr Oel, говорят два источника, близких к российской компании, но решения по срокам сделки нет. Цена также не согласована, добавил один из них.

К Ruhr Oel и ее активам «Роснефть» присматривается давно. Вопрос о покупке доли PdVSA обсуждался во время визита премьера Владимира Путина в Венесуэлу в апреле этого года, а переговоры о покупке одного из заводов холдинга — Miro «Роснефть» вела еще в 2007 г. Вторая половина Ruhr Oel принадлежит ВР. Компания не намерена продавать долю, а планирует развивать актив, сказал представитель ВР.

Заводы, принадлежащие Ruhr Oel, могут перерабатывать 54,2 млн т нефти в год. Это четверть немецкой нефтепереработки. Купив 50% холдинга, «Роснефть» получит почти 13,5 млн т нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей и если исходить из цены актива в $1-2 млрд, то 1 т установленной мощности обойдется компании примерно в $75-150, а это хорошая цена, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Для сравнения: «Лукойл» приобретал доли в итальянском ISAB и голландском TRN летом 2008 и 2009 гг. по $230 и $260 за 1 т соответственно, башкирские заводы «Системы» рынок оценивает примерно в $100-110 за 1 т.

Приобретение немецких заводов позволит «Роснефти» увеличить отношение переработки к добыче, cообщают «Ведомости». Сейчас у компании этот показатель — 44%, что ниже, чем у конкурентов — «Лукойла» и «Газпром нефти» (62 и около 70% соответственно). Покупка даст и синергетический эффект, подчеркивает Борисов, ведь на заводы можно будет поставлять российскую нефть: НПЗ в Gelsenkirchen получают нефть по трубе из немецкого порта Wilhelmshaven (куда идет нефть из Приморска), Schwedt — по «Дружбе», Miro — по трубе от портов Средиземноморья и Балтики.

Главный риск приобретения НПЗ в Европе — снижение рентабельности переработки с $5-7 за баррель в середине 2008 г. до $0-2 за баррель, подчеркивает Борисов. Такая маржа не вполне удовлетворяет требованиям «Роснефти», считает директор департамента due dilligence «2К аудит — деловые консультации» Александр Шток. Но с геополитической точки зрения покупка активов в Германии для «Роснефти» имеет стратегическое значение, добавляет эксперт. Представитель «Роснефти» от комментариев отказался. С представителем PdVSA связаться не удалось.

За возможность получить нефтеперерабатывающий бизнес в Европе "Роснефть" готова обеспечить иностранному партнеру доступ к российскому шельфу. В течение нескольких недель компания должна завершить переговоры с венесуэльской PdVSA о покупке 50% немецкой Rhur Oel GmbH. Совладелец компании — британская BP, которая готова отказаться от преимущественного права по выкупу пакета, чтобы работать на арктическом шельфе вместе с "Роснефтью". Правда, у самой госкомпании участков на нем пока тоже нет.

"Роснефть" давно интересуется этим активом — компания начала переговоры по его покупке еще в апреле. Сделке могла помешать BP, которая имеет преимущественное право на приобретение доли PdVSA. Но в апреле произошла авария на скважине ВР в Мексиканском заливе, и теперь компания сама распродает активы, чтобы собрать $30 млрд на покрытие убытков. Кроме того, по данным источников "Интерфакса", "Роснефть" предложила ВР в обмен на отказ от преимущественного права возможность участвовать в проекте освоения российского шельфа Арктики. ВР может стать партнером "Роснефти" по разработке трех Восточно-Приновоземельских участков, расположенных на шельфе Карского моря. Их суммарные запасы оцениваются в 49,7 млн тонн нефти, 1,8 трл кубометров газа и 49 млн тонн конденсата.

Возможность приобретения венесуэльского пакета еще в 2003 году рассматривали российские акционеры ТНК-ВР, но тогда ВР выступала против этого. Летом ТНК-ВР вновь заявила о возможности участия в международных проектах ВР. Но зампред правления ТНК-ВР Максим Барский, который в начале 2011 года возглавит компанию, уверял, что о немецких активах речь не идет. В ВР, "Роснефти", PdVSA и Rhur Oel GmbH в пятницу отказались от комментариев. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сообщил «Коммерсантy», что не имеет о сделке никакой информации. Ничего не знают о ходе переговоров и в аппарате вице-премьера и председателя совета директоров "Роснефти" Игоря Сечина.

Механизм допуска ВР на российский шельф существует. Структура сделки "Роснефти" с британской компанией может быть такой же, как и с Chevron по участку Вал Шатского в Черном море. Chevron получила 33% в СП и займется финансированием проекта. Опыт сотрудничества с ВР у "Роснефти" есть: они занимаются совместной разработкой шельфа Сахалина. О начале работы в Арктике компании договорились еще в 2008 году, говорил тогда в интервью "Ъ" глава ВР Тони Хейворд, называя эти проекты "долгосрочными". В ВР уточнили "Ъ", что работа продолжается и компания сохраняет интерес к арктическим проектам. Однако пока "Роснефти" предложить ВР нечего: лицензий на месторождения на шельфе Арктики у нее нет. Компания подала заявку на участки весной, пока Роснедра решений по этому вопросу не принимали.

Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" считает, что предложение ВР работать на арктическом шельфе — форма "моральной поддержки" нефтекомпании, с которой не стремятся заключать шельфовые контракты после аварии в Мексиканском заливе. К тому же у ВР сейчас все равно нет средств для выкупа доли в Ruhr Oel, хотя цена актива — до $2 млрд — невысока. Например, ЛУКОЙЛ в 2008 году приобрел 49% в сицилийском НПЗ ISAB за $2,1 млрд, поясняет аналитик. Однако Виталий Крюков из ИФД "Капиталъ" считает, что, если учитывать очень низкую маржу европейской нефтепереработки, стоимость актива должна приближаться к $1 млрд. По мнению эксперта, "Роснефти" было бы целесообразно купить долю в сети АЗС ВР, пропорциональную пакету в Ruhr Oel (у британской нефтекомпании в Германии около 2,4 тыс. заправок), чтобы обеспечить сбыт.

ЗАО «Креон» совместно с ФГУ «Российское Энергетическое Агентство» объявляют о проведении 21 сентября 2010 г. в Москве Международного Форума «Нефтегазохимия для Энергоэффективности». Спонсор конференции: ОАО «СИБУР». Дополнительную информацию о предстоящем мероприятии Вы можете получить в Оргкомитете конференции по телефону +7 (495) 797-49-07 или на e-mail: org@creon-online.ru.