малаянефть

В российской нефтедобывающей отрасли наряду с крупными вертикально интегрированными компаниями работают небольшие частные предприятия. Как правило, их специализация – разведка и добыча.

По итогам девяти месяцев нынешнего года в России насчитывалась 131 независимая компания, причем чуть более половины из них (72) имеют добычу менее 50 тыс. т в год, а 19 – менее 100 тыс. т в год.

Лидерами сектора независимых нефтяных компаний (ННК) являются предприятия, осваивающие месторождения в Восточной Сибири: в Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае.

"Малыши" в период турбулентности

В 2021 году на долю ННК пришлось 4,6% общероссийской добычи (24,3 млн т), в текущем году ожидается примерно такая же доля. Согласно прогнозу, в 2022 году компании сектора выплатят в федеральный бюджет в виде налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) более 400 млрд рублей, пишет itek.ru.

По оценкам экспертов ВЭБ РФ, в связи с санкционным давлением на российский нефтегазовой комплекс и в силу некоторых логистических трудностей добыча в стране в нынешнем году сократится на 1,4% и составит 516,5 млн т. Иными словами, сегодня отечественная нефтедобывающая отрасль переживает период высокой турбулентности. Конечно, главная нагрузка падает на основные компании России – ВИНКи. Но и в секторе ННК, естественно, есть свои серьезные проблемы –  в частности, с финансированием текущих капитальных затрат. Из-за недостатка инвестиций зачастую происходит остановка инфраструктурных проектов буквально на полпути.

Очень досадно, что в нашем секторе наблюдается резкое (на 10–15%) падение производства у компаний с добычей менее 100 тыс. т в год. Это происходит из-за того, что налоговые обязательства весной нынешнего года превысили финансовые возможности компаний. Валютный курс в формуле НДПИ оказался по итогам марта на уровне выше 100 рублей за доллар, а мировые котировки и фактические цены реализации сырья (особенно на внутреннем рынке) упали. Это нанесло "малышам" реальный удар, от которого многие из них так и не смогли оправиться. Останавливаются геологоразведка, капитальные ремонты и т. д.

Приостановка капитального ремонта скважин, по оценкам специалистов ННК, ведет к снижению добычи уже через один-два квартала. А свертывание геологоразведки чревато сокращением ресурсной базы и, соответственно, ограничением возможностей поддержания уровня добычи в средне- и долгосрочной перспективе.

Кому нужно нефтяное "неудобье"?

Почему независимый сектор так важен для российской нефтедобычи? Недра – собственность государства, а собственник должен поручать их разработку самому эффективному оператору. Мелкими месторождениями или нефтяными "неудобьями" (объектами с низким дебитом или с отсутствующей инфраструктурой), ВИНКи, как правило, не интересуются. А "малыши", будучи своеобразными фермерами, как раз умеют работать с такими проектами. Так же, как и с другими проектами, непривлекательными для крупных компаний: скважинами, брошенными еще во времена СССР, хвостовыми активами (месторождения со снижающейся добычей), новыми труднодоступными и рисковыми активами – этот список можно продолжить.

Все эти запасы являются специализацией мобильных, гибких в принятии управленческих решений, инновационных в плане применения технологий небольших частных компаний. Например, крупнейшая из них – Иркутская нефтяная компания – стала первой использовать закачку газа обратно в пласт. Компания "Алойл", работающая на Алексеевском месторождении, разработала собственную дешевую технологию вытеснения нефти водогазовым воздействием на карбонатные пласты.

Кроме того, независимые компании обеспечивают новые рабочие места, наполняют местные бюджеты и всегда придут на помощь в трудную минуту местным властям. Особенно эта их роль заметна в небольших населенных пунктах, где разрабатывающие "неудобья" ННК являются основными источниками наполнения местного бюджета и главными спонсорами социальных программ.

Приказ сверху

Ассоциация независимых нефтяных компаний считает необходимым откорректировать действующую формулу расчета НДПИ. Сегодня обратный акциз и демпфер получают нефтеперерабатывающие предприятия ВИНК, тогда как платят налог на добычу все добывающие компании, в том числе независимые, у которых НПЗ нет. Обратный акциз компенсирует упущенную выгоду от того, что ВИНК продают нефтепродукты не на внешнем премиальном рынке, а на внутреннем, где рост цен на топливо регулируется государством. Вот за эту компенсацию упущенной крупными компаниями выгоды и расплачивается вся отрасль, так как НДПИ повышается для всех компаний, в том числе для тех, кто экспортом не занимается.

Распределение налоговой нагрузки должно быть более справедливым. Предлагаются также точечные меры поддержки для независимых нефтяных компаний, входящих в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (его ведет Федеральная налоговая служба). Ассоциация обращалась с такой инициативой в правительство еще в апреле, но ответа до сих пор нет.

Чтобы наконец-то сдвинуть эти проблемы с мертвой точки, нужно поручение Правительства о разработке мер поддержки ННК для вовлечения в хозяйственный оборот мелких и мельчайших месторождений. Так сказать, приказ сверху.