В период с 2010 по 2016 год объём перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом сократился на 8,4%, при этом объем перевозок сырой нефти за аналогичный период упал на 54,5%. Об этом в ходе конференции «Подвижной состав для химических грузов 2017» сообщил руководитель отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Георгий Зобов.

Железнодорожный транспорт теряет нефтяные грузы, перевозимые как маршрутными, так и вагонными отправкам. За 6 лет производство нефти и нефтепродуктов увеличилось на 9,9%, а железнодорожные погрузки сократились на 6,7% - 25 тыс. вагонов цистерн полностью отбито другими видами транспорта.

Такая ситуация сложилась после ввода в эксплуатацию ряда нефте- и нефтепродуктопроводов, которые оттянули на себя часть перевозок на дальние расстояния. После реализации последующих проектов строительства трубопроводов РЖД потеряет еще более 20 млн тонн нефтяных грузов.

Помимо этого серьезную конкуренцию железнодорожным маршрутам составляют автомобильные перевозки. Поскольку объемы перевозок в данном сегменте прямо отражают спрос, ожидается дальнейшее высвобождение существенного количества подвижного состав. Для частичной компенсации уходящих объемов перевозок в долгосрочной перспективе целесообразно развивать сервисы и оптимизировать тарифную политику по перевозке нефтепродуктов и химических грузов в танк-контейнерах.