Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который президенты России, Казахстана и Белоруссии планируют подписать в Астане на этой неделе, оставляет место для многолетних переговоров по спорным вопросам, следует из его проекта: общий рынок ТЭКа заработает только к 2025 г. Базовый же договор вступит в силу в 2015 г., сообщила пресс-служба Кремля. До встречи президентов 29 мая нужно еще решить некоторые спорные вопросы, говорит сотрудник Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Проект декларирует свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории трех стран, согласованная политика будет проводиться в ключевых отраслях: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. По данным ЕЭК, товарооборот России с Казахстаном и Белоруссией составил в 2013 г. $40,6 млрд. В 2012 г. было $44,5 млрд. Быстрый эффект от создания союза исчерпан, теперь нужен системный подход, отмечал министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.
Цель союза трех стран — сформировать крупнейший общий рынок на пространстве СНГ (170 млн человек), который станет новым мощным центром экономического развития, объяснял президент Владимир Путин. Доля российской экономики в мировой будет лишь снижаться при нынешних темпах роста, создание союза и активизация отношений с КНР и Индией позволит увеличить вес блока с 4,3 до 19% и ускорить динамику, надеется замминистра экономического развития Андрей Клепач.
В начале мая президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что, если не будет выполнено главное условие договора — равный доступ к рынкам, — он откажется его подписать. Минск не устраивала действующая схема поставок нефти: сырье Белоруссия получает из России без пошлин по квоте, в обмен отдает пошлины от экспорта произведенных из него нефтепродуктов. Лукашенко настаивал на снятии ограничений сразу после создания союза, Россия — на сохранении. В этом году Белоруссия получит 23 млн т нефти, ежегодную компенсацию Лукашенко оценивал ранее примерно в $4 млрд, чиновники российского Минфина потери бюджета России — в $6,5 млрд в 2013 г.
Как следует из проекта договора, отстоять свою идею Лукашенко не удалось. Решение главных проблем Россия, Белоруссия и Казахстан форсировать не собираются. Все спорные вопросы межбюджетных отношений смещаются на уровень двусторонних переговоров, рассказали «Ведомостям» чиновники всех трех стран, среди критических вопросов переговоров — вопросы равного доступа к инфраструктуре.
Концепция общих рынков нефти, газа и нефтепродуктов должна быть утверждена к 2016 г., программа их создания — к 2018 г., заработать они должны не позднее 2025 г. К 2016 г. Москва, Минск и Астана должны разработать индикативные прогнозные балансы нефти, газа и нефтепродуктов. Концепцию единого энергорынка планируется сформировать быстрее — к июлю 2015 г., а все мероприятия по его созданию должны быть завершены до июля 2018 г.
В Астане будут рассмотрены вопросы дальнейшего расширения союза, в том числе присоединение Армении и подготовка дорожной карты по адаптации законодательства Киргизии к нормативно-правовой базе Таможенного союза и ЕАЭС, сообщила пресс-служба Кремля. Армения может стать полноправным участником союза уже в 2014 г., говорил председатель коллегии ЕЭК Виктор Христенко.
Это прежде всего политический проект, считают аналитики Economist Intelligence Unit (EIU). Интеграцию подстегнули санкции ЕС и CША, полагает Лилит Геворкян из IHS. Идею союза лидеры трех стран обсуждали в мае в Минске, на следующий день после расширения санкционного списка США, в который были включены лица из ближайшего окружения президента Владимира Путина. В мировой экономике витает тень холодной войны, между странами нет доверия, вызовов все больше, санкции отвергают глобальные принципы свободной торговли, говорил президент Нурсултан Назарбаев на экономическом форуме в Астане. По его словам, старая модель роста экономик исчерпала себя, нужна новая архитектура экономических отношений и роли государства в экономике.
Назарбаев — убежденный сторонник тесного экономического партнерства с Россией, поскольку это дает Астане доступ к европейским рынкам, отмечают аналитики EIU, но интеграция может замедлиться или остановиться в случае смены президента Казахстана. Евразийскому союзу была бы нужна Украина: так союз двинется на запад до границы Евросоюза, считает Ханна Тобурн из Foreign Policy Initiative. Евросоюз рассчитывает, что Украина подпишет соглашение об ассоциированном членстве с ЕС в ноябре.