Прогресс мировой фарминдустрии определяется успехами в разработке новых эффективных лекарственных препаратов и использованием при их производстве оригинальных технологических решений. По имеющимся данным, в минувшем году объем российского фармацевтического рынка увеличился почти на 50%, составив 2,25 млрд долларов. Это произошло, главным образом, за счет импортных препаратов, доля которых по некоторым показателям выросла более чем на 50%. Совокупный годовой объем производства всех фармацевтических заводов России находился в пределах 850 млн долларов, по отдельным показателям отмечено уменьшение вклада российских производителей на 2-3%. Эксперты склонны связывать такую ситуацию отнюдь не с уменьшением существующих производственных мощностей, а со слишком резким ростом рынка в целом, с сохраняющимся дефицитом сырья и упаковочных материалов.

На сегодняшний день производственные мощности отечественных предприятий задействованы в среднем наполовину. 60-70% медикаментов, поступающих в аптеки и лечебные учреждения, производится за границей. Но даже в случае полной загрузки мощностей отечественные производители способны удовлетворить спрос не более чем на 80% - выпуск ряда лекарственных препаратов невозможен ввиду отсутствия соответствующих технологий и профессиональных кадров. Прогнозируемый постепенный рост доли отечественных препаратов, по мнению экспертов, затронет лишь производство готовых форм, в то время как производство субстанций остается по-прежнему нерентабельным.

В последнее время формируется тенденция медленного, но последовательного смещения покупательских предпочтений в сторону отечественных препаратов, что далеко не всегда определяется лишь недоступностью импортных лекарств из-за довольно высокой цены. Специалисты отмечают, что многие российские препараты становятся вполне конкурентоспособными. Это объясняется перепрофилированием производств и внедрением технологий производства новых форм - гелей, жевательных и растворимых таблеток.

Можно взглянуть на эту проблему не только глазами потребителя, но и глазами специалиста. Лекарственные средства, прежде чем оказаться на аптечном прилавке, производятся, складируются, транспортируются.

По мнению заведующего складом «Медикал Лизинг Консалтинг» Татьяны Песковой, повышению качества медикаментов во многом способствует перевод отечественной фарминдустрии на международный стандарт GMP, подразумевающий разные варианты автоматизации производства – не только современное оборудование, но и система контроля всей технологической цепочки, а не только отдельных ее участков. Татьяна Пескова считает экономически неоправданным функционирование нерентабельных производств, работающих по устаревшим технологиям. По ее мнению, это наносит ущерб не только имиджу отечественной фарминдустрии, но и здоровью населения из-за низкого качества выпускаемых препаратов.

Следует ли считать GMP панацеей от всех существующих проблем? Нет. Менеджер компании «Дива фармацевтика» Татьяна Ильина не исключает, что обязательное лицензирование российских фармацевтических предприятий может превратиться в лакомый кусок для фармбюрократии, став еще одним дополнительным источником « левых» доходов. Что касается расширения отечественного производства, по мнению Татьяны Ильиной, «здесь не так все просто». «Существуют определенные стереотипы, от которых никуда не деться. С одной стороны, это довольно большой слой населения, который ни за что не расстанется с «цитрамоном» или «таблетками от кашля». С другой стороны, нередко наши препараты отвергаются лишь по причине недоверия к отечественному производителю. Поэтому не обойтись без государственной поддержки отрасли, а также формирования в СМИ новых стереотипов восприятия российской фармпродукции», - говорит Татьяна Ильина.

Что касается общих объемов производства, специалисты считают, что значительного прироста в текущем году вряд ли стоит ожидать. Химико-фармацевтический комбинат «Акрихин», в частности, прогнозирует сохранение объема производства на уровне 50 тыс. долларов. Директор по маркетингу предприятия Александр Тюляев считает, что, во многом, это связано с активизацией деятельности западных компаний - используя агрессивный маркетинг при продвижении собственных продуктов, «они возвращаются, пытаясь восстановить утраченные в 1998 году позиции. Российские же предприятия при полной индифферентности государственных структур вынуждены плыть по течению, воплощая в жизнь известный принцип «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Пока можно утверждать с абсолютной уверенностью только одно – лекарства отечественного производства в ближайшее время не смогут удовлетворить запросы рынка.