Корпорация развития Московской области намерена подписать необязывающее соглашение с американской компанией Fuelcor о строительстве установки по переработке выбросов углекислого газа в жидкое углеводородное топливо. Замысел удивляет масштабом: малоизвестный инвестор обещает вложить в проект $750 млн собственных средств или еще несколько миллиардов долларов в гигаватт генерации для него, не прося софинансирования от региона. В Fuelcor "Ъ" говорят, что ведут переговоры с несколькими крупными предприятиями, но выяснить, кто из них рискнет реализовать такой проект, не удалось.
Fuelcor предлагает строительство установки по преобразованию CO2 в жидкое синтетическое топливо по процессу Фишера--Тропша (gas-to-liquids, GTL). Далее его планируют перерабатывать на НПЗ в бензин, дизтопливо и авиакеросин. Гендиректор Корпорации развития Московской области Тимур Андреев пояснил, что в предполагаемом соглашении будут указаны основные параметры проекта — $750 млн инвестиций, 100 рабочих мест, 500 тыс. баррелей синтетического топлива и 1,5 млн тонн кислорода в год, но обязательств оно не предусматривает. По его словам, инвестор не обращался за софинансированием от области, но заверил в наличии достаточных собственных средств и подтвержденных решений кредитных организаций, которые готовы финансировать проект. Следующим этапом, говорит господин Андреев, будет выбор площадки, отвечающей требованиям Fuelcor. "Нам очень важен этот прецедент,— замечает он.— Это первый из инвесторов из США, которых обычно останавливают санкции, мы надеемся, что за ним последуют и другие".
Fuelcor International принадлежит американцу Роберту Райану, его основной бизнес — лицензирование технологии преобразования углекислого газа в жидкое топливо. Изобретатель — российский эмигрант в США Александр Северинский, изобретатель гибридной силовой установки для автомобилей, пояснили в компании. Fuelcor заявляет о проектах в Канаде, США, Индонезии, Малайзии, но конкретных примеров не приводит.
Планы Fuelcor удивляют в основном масштабом. Как пояснили в компании, она вела переговоры с несколькими крупными компаниями о строительстве установки по переработке СО2 "с минимальным объемом инвестиций в $4-6 млрд". В компании говорят, что готовы сотрудничать с НПЗ, цементными и металлургическими заводами, ТЭЦ. Инвестиции Fuelcor предоставит из собственных средств, при отсутствии доступного энергоисточника с ровной выработкой нужной мощности (1 ГВт) готова строить его сама, инвестировав $2 млрд собственных средств. В компании заявили, что не считают существенными какие-либо санкционные риски.
В Московском регионе не так много крупной промышленности, генерирующей заметные выбросы CO2, считается, что основной объем углекислого газа здесь генерирует автотранспорт. В "Мосэнерго" (владеет большей частью энергогенерации Москвы и области) говорят, что к ним Fuelcor не обращалась. На Московском НПЗ и в контролирующей завод "Газпром нефти" оперативных комментариев предоставить не смогли.
Наталья Порохова из АКРА отмечает, что, хотя 1 ГВт — это очень много (сопоставимо с потреблением алюминиевого завода), в Москве нет дефицита электроэнергии. Создание установки GTL за упомянутую сумму — вполне реальный проект, считает советник ассоциации "Риском" Юрий Житников, особенно если речь идет об уже готовом оборудовании, реализованном "в железе" за границей. Один из собеседников говорит, что подобные проекты, как правило, реализуются на оборудовании, бывшем в употреблении. Такое синтетическое топливо с учетом инвестиций и затрат на переработку может быть дороже произведенного из нефти, полагает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков", и, чтобы оно могло конкурировать, ему "нужен механизм поддержки, например, нулевой акциз".