Волатильность мирового рынка нефти и газа сохранится и может усилиться. Связана эта тенденция не только с динамикой баланса спроса-предложения, но также с усилением роли привходящих факторов экономического и политического характера. Такой главный вывод был сделан в ходе международного форума «Аналитика энергетических рынков», проходящего в Москве 26-27 марта.
Как отмечали эксперты, при нефте- и газоэкспортной доле в фактической наполняемости бюджета России не меньше, чем на 50%, выбор добывающей, перерабатывающей и экспортной стратегий должен быть тщательно выверенным. Тем более, что наряду с сильным влиянием внешнеполитических факторов на мировой рынок энергоносителей, дорожают практически все компоненты добычи, транспортировки, переработки нефти и газа; растет также конкуренция между странами-поставщиками.
Генеральный директор Сonfidence Capital Андрей Руденко отмечает также стадийность тенденций в мировых ценах на энергоносители: «нелинейное» падение этих цен в конце 90-х; экспоненциальный их рост впоследствии; «сланцевую революцию» в Северной Америке с последующим «арабским ценовым наступлением».
Относительно СПГ, в целом на азиатские страны приходится, по оценкам форума, до 70% общемирового потребления СПГ; крупнейшими рынками сбыта остаются восточноазиатские КНР, Япония и Южная Корея. При этом, спрос в КНР, по-прежнему, среди решающих факторов, определяющих динамику мирового рынка нефте- и газового сырья.
Тем временем, усложняется, по мнению старшего менеджера Deloitte Алексея Нестеренко, ситуация и на азиатско-тихоокеанском рынке СПГ. Главным образом, ввиду появления здесь новых крупных производителей и экспортеров (Австралия, Папуа-Новая Гвинея).
Скорее всего, Австралия к 2020 году, опередив Катар, станет крупнейшим экспортером СПГ в страны Тихоокеанского региона. К этому временим австралийские СПГ-мощности намечено утроить, т.е. довести их до 86 млн тонн в год. Так, в Западной Австралии в ближайшие 2 – 3 года планируется ввести в действие два крупных завода по производству сжиженного природного газа.
Поэтому российскому СПГ на этом рынке придётся выдерживать всё более растущую конкуренцию, в том числе и со стороны традиционных поставщиков данного продукта.
В свою очередь, геополитические факторы активнее воздействуют на ценовую динамику по углеводородам, особенно по нефти. В частности, это тенденции во внутриполитической ситуации в основных «нефтегазовых» странах и регионах мира.
Александр Пасечник, руководитель аналитического направления Фонда национальной энергетической безопасности, уточнил обозревателю RCC, что «начавшаяся военная операция Саудовской Аравии и ряда других стран региона в Йемене способна какое-то время поддержать рост нефтяных цен. Но их «обратный откат», по мере разрешения этой ситуации, неизбежен. И не исключено, что, образно говоря, «после Йемена» цены могут упасть ниже сегодняшнего уровня».
Сочетание таких ценовых трендов, по оценке А.Пасечника и ряда других участников форума, продемонстрировали известные события, например, в Ливии, Судане, иракско-кувейтский кризис в августе 1990-феврале 1991 гг., и т.п.