В центре внимания многих зарубежных СМИ по российской энергетической проблематике в середине января-первой декаде февраля этого года - пагубное влияние низких цен на нефть и вопросы поставок газа в регион ЕС. При этом проявляется заинтересованность ряда балканских стран в восстановлении "Южного потока", пусть и под другим названием. В то же время, шведские СМИ, по сравнению с датскими, категоричнее настроены против "Северного потока-2".

Так, аналитик Мэтью Линн в Market Watch (США, 10 февраля) отмечает, что "МВФ обсуждает оказание помощи Азербайджану, пострадавшему из-за падения цен на нефть. Венесуэла вот-вот рухнет по той же причине. Эквадор, похоже, последует тем же путем. Более влиятельные страны тоже под угрозой, особенно Россия и Саудовская Аравия. Они не смогут выполнять финансовых обязательств, если цены на нефть останутся низкими".

По его мнению, возможен кризис суверенного долга, но "на этот раз банкротами станут экспортеры сырья, а не страны периферии зоны евро". И может потребоваться "серия серьезных экстренных пакетов финансовой помощи". Что касается бюджета РФ, то, по даным М.Линна, "министерство финансов РФ полагает, что в 2016 г. дефицит бюджета составит 20 млрд долларов, 3% от ВВП". Но эти расчеты базировались на цене нефти в 40 долл/баррель, "а этот период, похоже, остался в далеком прошлом".

Эксперт Томаш Здеховский в чешской Neviditelny pes (2 февраля) отмечает, что нынешняя экономическая ситуация в России связана как с падением нефтяных цен и "провалом" рубля, так и с тем, что "... небольшую роль сыграли санкции, введенные Западом, а также те, которые Россия ввела на импорт. Но гораздо большей проблемой является тот факт, что российская экономика зависит от переработки и экспорта этого ископаемого топлива". Т.Здеховский выдаёт крайне пессимистичный прогноз: "...когда объемы добычи увеличивают другие богатые нефтью страны, такие как Саудовская Аравия, то цены падают, что поставит российскую экономику, экспорт которой преимущественно зависит от доходов со сбыта нефти, на колени".

В этой связи, Фарид Закария в The Washington Post (4 февраля) считает необходимым для всех "нефтяных" стран преодоление экспортоно-сырьевой зависимости: это "...проведение структурных реформ, ликвидация ресурсной зависимости в экономике, инвестиции в другие отрасли и в человеческий капитал". Но такие меры "трудно проводить особенно когда страна находится в состоянии свободного падения". Отмечено также, что в нынешней ситуации сырьевая направленность экономики и экспорта "нефтяных" стран сохранится: "...буквально все правительства нефтедобывающих стран сегодня отчаянно нуждаются в деньгах, чтобы выплачивать зарплаты и выполнять свои основные обязательства". Соответственно, как полагает Ф.Закария, эти страны "будут качать нефть, сколько могут. Что будет увеличивать предложение и снижать цены".

Что касается прокта "Северный поток-2", обращает на себя внимание кампания против газопровода в Швеции, не участвующей ни в еврозоне, ни в НАТО. Влиятельный шведский экономист Андерс Ослунд (советник правительств РФ и Украины в 1991-1994 и 1994-1997 гг) предлагает остановить проект из соображений "...солидарности с Энергетической хартией ЕС». Отмечая, что "Газпром" — якобы, "главный нарушитель указаний ЕС по свободной конкуренции… и", ни много ни мало, "самое скандальное предприятие в мире" (Svenska Dagbladet, 12.01).

Выдвигаются в Швеции и географические возражения против того же проекта. Хайн Ребас (Hain Rebas), профессор Гётеборгского университета (экс-министр обороны Эстонии), считает, что "Северный поток-2" представляет некую "опасность для шведского острова Готланд" (расположен вблизи трасс действующего и проектного "Северного потока". - прим. ред.). В связи с планами по "Северному потоку-2", Россия станет рассматривать Балтийское море как стратегически важный для себя регион, где расположен наш остров Готланд — без должного присмотра!» (Svenska Dagbladet, 13.01).

В Дании относительно данного проекта комментарии в основном прагматичные, поскольку, как отмечает ряд датских СМИ, у страны имеются интересы в проекте. Потому "несмотря на настойчивые требования украинского министра иностранных дел Павла Климкина (о противодействии со стороны Дании и ЕС в целом "Северному потоку-2". - прим. ред.), датский министр иностранных дел Кристиан Йенсен высказывается осторожно: "мы пока не получили заявки от России для экологической экспертизы и не можем сказать ни да, ни нет..." (Jyllands-Posten, 19.01).

В конце декабря 2015 г. сообщалось, что, согласно заявлению датского премьера Ларса Расмуссена, "Дания намерена принять активное участие в общеевропейской дискуссии о будущем проекта газопровода "Северный поток-2".

А в балканском регионе не сбрасывают со счетов возможности реанимации "Южного потока" в какой-либо форме. Поскольку реальной альтернативы поставкам из РФ пока не просматривается.

"Российский "Газпром" официально сообщил о расторжении контракта на строительство "Южного потока", который должен был поставлять российский газ в Европу через Черное море и Болгарию в обход Украины, - отмечает Радио Болгарии (26.01.2016). - Прекращается... контракт только с обществом "Южный поток транспорт", которое должно было проложить трубы в офшорном секторе газопровода, по дну Черного моря. Из пресс-службы нашего правительства сообщили, что... не было официального письма о прекращении проекта на болгарской территории". При этом отмечено, что в портах Бургас и Варна продолжают храниться "на складе часть труб, предназначенных для офшорной зоны".

В такой ситуации, Бойко Борисов, премьер-министр Болгарии, "...говорит о "Болгарском потоке", создании вблизи Варны общебалканского газового хаба, куда мог бы поступать газ из Азербайджана, Румынии и России. По его словам, Еврокомиссия не возражает, так как будут учтены требования Третьего энергетического пакета ЕС. А Болгария начнет выигрывать миллионы от газотранзита в страны Восточной и Центральной Европы".

В то же время отмечается, что "ни азербайджанский, ни любой другой газ не будет достаточным, чтобы реализовать гипотетическое предназначение хаба".