В России предложили ввести госрегулирование цен на бензин и дизель. Комитет Госдумы по промышленности и торговле направил в кабмин поправки в законодательство, наделяющие правительство полномочиями в этой сфере. Согласно документу, в период действия западных санкций кабмин будет вправе устанавливать предельные оптовые и розничные цены на бензин и дизель — поскольку от них зависит себестоимость социально значимых товаров и продуктов питания, пояснили в Госдуме. Эксперты отметили, что такая мера может предотвратить резкие перепады цен на топливо, но представители бизнеса видят риски. В отрасли опасаются, что госрегулирование может нарушить уже действующие механизмы сдерживания цен, негативно сказаться на инвестициях в бизнес и привести к риску дефицита топлива.
Всему будет предел
В Госдуме предложили ввести госрегулирование цен на топливо в России. Комитет нижней палаты по промышленности и торговле 11 марта направил в кабмин соответствующие поправки в законодательство. Об этом «Известиям» рассказал глава комитета Владимир Гутенев. Если в правительстве одобрят документ, обсуждаемые нормы внесут в законопроект «О внесении изменений в ст. 15 закона РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ», который уже принят в первом чтении. «Известия» направили запрос в правительство, там рекомендовали обратиться в Минэнерго. В Минэнерго на момент публикации не ответили на запрос.
Согласно поправкам, в период действия западных санкций правительство будет вправе устанавливать предельные оптовые и розничные цены на бензин и дизельное топливо, объяснил Владимир Гутенев.
— Необходимость меры обусловлена тем, что цены на топливо прежде всего влияют на себестоимость социально значимых товаров и продуктов питания, — сказал депутат.
Закрепление за кабмином отдельных полномочий позволит на начальном этапе пресекать спекуляции и создание искусственного ажиотажа, заключил он.
Сейчас у российского правительства есть ряд других механизмов, которые позволяют регулировать цены на внутреннем топливном рынке страны, напомнил замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Среди них — увеличение доли продаж топлива на бирже (ранее норматив для бензина повысили с 10% до 11% производимой продукции, для дизеля — с 6% до 7,5%), биржевые ограничения колебаний цен в ходе торговых сессий, а также механизм демпфера, сказал эксперт.
Предложенное депутатами прямое ограничение уровня цен топлива возможно, но только выше его себестоимости, считает он. Александр Фролов подчеркнул, что сегодня примерно 70% оптовой стоимости бензина и дизеля — налоговая составляющая и в случае принудительного снижения цен придется сокращать и фискальную нагрузку.
Механизмы рынка
Механизм демпфера был введен российским правительством с начала 2019 года. Он рассчитывается как разница между нетбэком (мировая цена минус расходы на транспортировку и вывозная пошлина) и условной ценой на бензин, устанавливаемой правительством в начале каждого года, умноженная на специальный коэффициент. Когда мировые цены на бензин превышают условную, государство фактически выплачивает налоговый вычет нефтяным компаниям. В обратном случае бюджет пополняется дополнительными выплатами от компаний.
— Механизм демпфера позволяет избегать только резких скачков цен в любую сторону. Но в целом тренду повышения цен он не препятствует. Это выгодно производителям и розничным продавцам нефтепродуктов, но не очень выгодно покупателям. Поэтому внедрить потолок цен на бензин покупателю, конечно, выгоднее, — сказала заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
В условиях экономического кризиса и санкций правительство, скорее всего, расширит механизмы воздействия на цены социально значимых товаров, считает президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. Однако, по его словам, пока неясно, целесообразны ли дополнительные инструменты для регулирования цен топлива. Сегодня нет предпосылок подорожания бензина и дизеля на внутреннем рынке, он затоварен, а возможности для вывоза нефтепродуктов, наоборот, ограничены, сказал эксперт.
На этом фоне оптовые, а следом и розничные цены на бензин недавно даже несколько снижались и в ближайшие месяцы останутся стабильны, добавил Евгений Аркуша. При этом следует понимать, что новые механизмы регулирования стоимости топлива могут свести на нет уже действующие, например сложившуюся систему распределения нефтепродуктов и работу биржи, сказал глава РТС. Госрегулирование всегда может привести к дефициту, поскольку теряется смысл ведения бизнеса, в основе которого всегда лежит принцип получения прибыли, заключил Евгений Аркуша.
Как сказали в ФАС, с 10 января по 10 марта 2022 года фиксируется снижение стоимости автомобильных бензинов, дизеля и сжиженных углеводородных газов на бирже. Оптовая цена на Аи-92 опустилась на 26,4% до 36,9 тыс. рублей за тонну, на Аи-95 — на 23,1% до 40,2 тыс., на зимний дизель — на 27,6%, до 47,5 тыс., на летний дизель — на 10,4%, до 45,6 тыс.
В антимонопольной службе также считают, что есть предпосылки для снижения и розничных цен на АЗС.
Реализация и последствия
Предельные цены топлива проблематично ограничить — оптовый рынок и справедливая стоимость устанавливается на бирже, и если ввести потолки цен, то необходимо будет приостановить действие биржевых механизмов, отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
— Основной фактор, влияющий на ценообразование внутри страны, — резко изменившаяся величина экспортной альтернативы топлива. И это решается либо путем корректировки демпферного механизма, либо установлением специальных условий по расчету экспортной альтернативы по определенным курсам валют, — сказал Дмитрий Гусев.
В Независимом топливном союзе (НТС) не поддерживают предложение о госрегулировании цен и считают его вредным для отрасли, сказал глава организации Павел Баженов. По его словам, мера лишит отрасль инвестиций и может спровоцировать дефицит. Эксперт также добавил, что для поддержки отрасли целесообразно снизить акцизы и дать больше возможностей АЗС зарабатывать на нетопливном бизнесе. Например, снять запрет на продажу алкоголя на заправках. «Известия» направили запросы в крупные нефтяные компании.
На фоне западных санкций российские нефтяники переправили дополнительные объемы на внутренний рынок, что вызвало профицит и существенное снижение оптовых цен, которое позволяет не повышать (или даже понижать) цену на АЗС, отметил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
Сегодня пока нет необходимости в ручном регулировании цен на топливном рынке, однако если ситуация с российским экспортом нефти и нефтепродуктов нормализуется, то внутренние цены могут перейти к росту, добавил эксперт. На такой случай подготовка законодательной базы, которая позволит регулировать внутренний рынок, уже сейчас выглядит логичным шагом, заключил Сергей Кауфман.
В Минфине для оценки предложенных мер рекомендовали обратиться в ФАС. В антимонопольной службе отметили, что документ пока не поступал на рассмотрение. После поступления в установленном порядке ему будет дана всесторонняя оценка и сформирована позиция ведомства, добавили в ФАС.