По данным украинского агентства ВIN.ua (25 июля с.г.), украинские власти к июлю начали "размораживать" приостановленное в 2011 г. соглашение с Азербайджаном о транзите его нефти в Белоруссию и Чехию по нефтепроводу Одесса-Броды. В 2015 г. западные санкции против Белоруссии были сняты, что позволило "разморозить" соглашение.

При этом российская "Транснефть" традиционно берет на себя чрезмерные обязательства по заполнению нефтепровода "Дружба" и резервирует все его нитки, чтобы не допускать к этой системе конкурентов. В 2016 г. по ветке "Дружбы", проходящей через Белоруссию в Польшу, запланировано поставить очередные 50 млн тонн (в 2015 г. украинская ветка "Дружбы" была загружена лишь на 12% своей мощности, с поставками всего 17 млн т). Тем временем, "вслед за Азербайджаном, свой интерес к нефтепроводу Одесса-Броды проявил Иран",  для поставок своей нефти в Восточную Европу.

Но Белоруссия традиционно доминирует в украинском импорте нефтепродуктов, с долей минимум 25%. В первом полугодии 2016 г. оттуда ввезли в Украину бензина и дизтоплива  на 512,4 млн долл, и намного меньше поступило из других стран, из Литвы - 64,1 млн, РФ - на 42,4 млн, из других стран - на 150,177 млн долл.

Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ "продолжают успешно перерабатывать нефть из Казахстана. А к середине лета с.г., впервые с 2014 г., возобновила работу главная "дизельная артерия" украинского импорта - белорусско-украинский нефтепродуктопровод Мозырьский НПЗ - Ужгород (граница с Венгрией).