На оперативном совещании с вице-премьерами глава правительства РФ Михаил Мишустин объявил о включении проекта строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва–Санкт-Петербург в перечень самоокупаемых. Кроме того, была утверждена обновленная Стратегия развития минерально-сырьевой базы до 2050 года. Чиновники надеются снизить зависимость России от импорта редкоземельных металлов и другого дефицитного сырья. Эксперты же обращают внимание на отсутствие необходимых технологий по добыче и слабый внутренний спрос на такое сырье.
«Правительство приняло решение о включении проекта первой ВСМ из Москвы до Санкт-Петербурга в перечень самоокупаемых. Это позволит привлечь из Фонда национального благосостояния (ФНБ) до 300 млрд руб. по ставке не более 1% годовых», – сообщил Михаил Мишустин. По его словам, господдержка возведения первой высокоскоростной магистрали позволит ускорить строительство, а также будет способствовать динамичному развитию промышленных, машиностроительных, перерабатывающих и других предприятий. Кроме того, вырастет грузопоток, увеличатся заказы, появятся новые рабочие места, а территории вдоль высокоскоростной ветки будут благоустроены, что повысит качество жизни людей, уверены в правительстве.
Реализация этого инвестпроекта предусматривает строительство железнодорожной линии протяженностью почти 680 км и запуск движения по ней со скоростью от 200 до 400 км/час. Таким образом, время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится до 2 часов 15 минут. Общая стоимость проекта, включая создание инфраструктуры и закупку подвижного состава, оценивается в 2,1 трлн руб. Ожидается, что в результате уже в 2030 году по этому направлению будет перевезено 22,98 млн пассажиров, в 2040 году – 28 млн, в 2050-м – 32,65 млн, а в 2060-м – 36,42 млн.
Российские власти уже много лет предпринимают попытки строительства ВСМ Москва–Санкт-Петербург. Различные обсуждения прокладки скоростной магистрали до Петербурга продолжались более 10 лет. Еще в 2011 году обсуждалось, что новая высокоскоростная железная дорога, которая свяжет Москву и Санкт-Петербург, будет построена к 2017 году. Уже позднее приоритетным обсуждением стало строительство ВСМ Москва–Казань, передает НГ.
Научный руководитель факультета городского и регионального развития Высшей школы экономики Михаил Блинкин замечает, что в мире на сегодняшний день существуют две основные модели создания ВСМ – западноевропейская и китайская. «В Европе (за редкими исключениями) – это обычные бизнес-проекты, которые окупаются по причине наличия значительного контингента пассажиров, готового платить за экономию времени поездки. В Китае другая логика. Там ставка делается на внешние эффекты – ускорение регионального развития и подстегивание роста ВВП за счет масштабных инвестиций в транспортное строительство и транспортное машиностроение. По какой логике будет строиться российский проект, к сожалению, не совсем ясно», – говорит он.
«Новая итерация проекта ВСМ возникла не на пустом месте. Экономика страны развивается, потребность в ВСМ увеличивается. Сегодня с новыми техническими решениями и при поддержке финансированием шансы на успех выше, чем были в предыдущих проектах», – полагает доцент базовой кафедры управления государственным и муниципальным имуществом Президентской академии Александр Бородин.
Строительство ВСМ на территории 6 субъектов позволят охватить наиболее густо населенные районы России, что сократит почти в два раза время в пути между городами-участниками проекта, обращает внимание доцент Финансового университета Ольга Борисова.
После последнего абзаца добавить:
Глава Минприроды Александр Козлов ранее говорил, что потребности мировой и российской экономики в дефицитном сырье до 2050 года вырастут в разы. «Например, в уране, марганце, молибдене, хроме, титане – не менее чем в два раза, в ниобии – в три раза, в цирконии и вольфраме – в четыре раза, в литии – в 80 раз», – заявлял он в апреле.
Действующая же стратегия, по его словам, также доказала свою эффективность. «За пять лет открыто 222 месторождения углеводородов и 625 – твердых полезных ископаемых. Общий прирост запасов всех категорий по основным видам полезных ископаемых составил: нефти – 6 млрд т, газа – 8,5 трлн куб. м, золота – 4731 т, меди – 10,4 млн т», – прокомментировал он.
Российские чиновники и эксперты и ранее обращали внимание на отсутствие необходимых технологий по добыче дефицитного сырья и значительного спроса на него внутри страны. Советник руководителя Роснедр Дмитрий Олейник указывал, что РФ занимает второе место в мире по запасам редкоземельных металлов, однако их добыча в стране составляет менее 1%, а переработка практически отсутствует.
По мнению Михаила Блинкина, любой немассовый сегмент минерально-сырьевой базы имеет смысл развивать при двух условиях. «Это, во-первых, наличие технологий переработки и перспектив выхода на мировой рынок. Второе – транспортная освоенность территории будущей добычи. То есть новую железную дорогу иногда строят под освоение угольного месторождения, но вряд ли под освоение месторождения редкоземельных металлов», – рассуждает эксперт.
Доля импорта редкоземельных металлов сегодня в РФ достигает 90%, при этом объем их запасов в нашей стране составляет 28,7 млн т, говорит руководитель Центра-ОЭСР Президентской академии Антонина Левашенко. «Однако процесс устранения зависимости от импорта дефицитных видов полезных ископаемых посредством развития отечественного производства идет. Так, в начале 2024 года было объявлено о создании отечественной технологии добычи редкоземельных металлов. Новая технология позволяет извлекать церий, лантан, неодим, празеодим и концентрат среднетяжелой группы редкоземельных элементов, а именно самарий, гадолиний, европий», – добавляет она.
«Увеличение добычи дефицитных полезных ископаемых, которые в настоящее время зависят от импорта, возможно, но это не быстрый процесс. Для этого необходимо провести геологические исследования, выявить новые месторождения, а затем перейти к этапам добычи и переработки. Параллельно с разведкой нужно решать вопросы, связанные с необходимым оборудованием, ведя переговоры с дружественными странами для его приобретения — будь то покупка запчастей, прямая закупка у производителей или через каналы параллельного импорта», - рассуждает доцент Финансового университета Петр Щербаченко.
«Долгие годы добыча многих таких полезных ископаемых в России рассматривалась как нецелесообразная: несмотря на наличие разведанных месторождений, их освоение не всегда было рентабельным. Среди причин – труднодоступность ресурсов, удаленность месторождений, несовершенство (либо отсутствие) отечественных технологий и оборудования для разработки. Стратегия же предполагает стимулирование развития технологий, делающих добычу дефицитных ресурсов более доступной и экономически осуществимой. Ставка делается на продвижение сопутствующего промышленного развития: в стране будут формироваться цепочки высоких переделов данных типов полезных ископаемых, а одним из ключевых заказчиков, способных дать начальный толчок запуску этих цепочек, станет государство», - подчеркивает гендиректор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.
Помимо этого, на оперативном совещании была утверждена обновленная Стратегия развития минерально-сырьевой базы до 2050 года. Документ, в частности, подразумевает два сценария развития отечественного минерально-сырьевого комплекса – базовый и целевой. В рамках базового сценария – обеспеченность запасами и добыча полезных ископаемых останутся практически на существующем уровне. Целевой же сценарий предполагает опережающее наращивание минерально-сырьевой базы для обеспечения растущего спроса на полезные ископаемые, прежде всего – необходимые для реализации высокотехнологичных проектов в ключевых отраслях промышленности.
В обновленной стратегии при этом выделяются три группы значимых полезных ископаемых. В третью группу входят наиболее дефицитные виды полезных ископаемых, внутреннее потребление которых в существенной степени обеспечивается импортом. К ним, в частности, относятся дефицитные виды стратегического минерального сырья: уран, марганец, хром, титан, бокситы, молибден, вольфрам, литий, бериллий, цирконий, графит, редкоземельные металлы и прочее.
В правительстве считают важным сократить зависимость РФ от импорта стратегических видов твердых полезных ископаемых. «Важно в полном объеме обеспечить текущие перспективные потребности экономики в стратегических видах твердых полезных ископаемых, при этом существенно сократив зависимость от иностранных поставок, прежде всего марганца, хрома и титана», – сказал в понедельник Михаил Мишустин.
В то же время в правительственном документе называются основные причины текущей низкой добычи дефицитного сырья. «Основными причинами недостаточного вовлечения в эксплуатацию национальной минерально-сырьевой базы дефицитного сырья являются отсутствие необходимых добывающих мощностей, эффективных промышленных технологий или высокая стоимость переработки полезных ископаемых, неблагоприятное географическое расположение месторождений. При этом низкий внутренний спрос при ограниченной конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках сдерживает заинтересованность инвесторов в развитии производственной базы горнодобывающей отрасли страны», – следует из Стратегии.
Преодолевать зависимость от импорта предполагается, судя по документу, за счет инвентаризации неиспользуемого фонда недр дефицитных видов сырья, а также разработкой новых технологий обогащения и глубокой переработки минерального сырья. Важнейшим стимулом эффективного освоения месторождений дефицитных видов полезных ископаемых также должно стать и повышение внутреннего спроса на них за счет создания новых российских производств глубокого передела сырья (хабов) и получения конечной высокотехнологичной продукции. Кроме того, указывается, что дополнительным стимулом восполнения дефицита полезных ископаемых третьей группы является реализация международных проектов по освоению месторождений за рубежом, включая приобретение российскими компаниями активов в других странах.
«В Стратегии актуализировали все прогнозные показатели и в целевом сценарии определили ряд основных задач, в их числе – открытие новых крупных месторождений», – сказал Мишустин, уточняя, что РФ будет наращивать усилия по исследованию территорий, в том числе в Арктике и на Дальнем Востоке.
В кабмине надеются, что спрос на редкоземельные материалы будет увеличиваться на фоне ускоренных темпов развития оборонно-промышленного комплекса, металлургии, химической промышленности, строительного сектора и других ключевых отраслей.
II отраслевая конференция "Литий 2024" состоится в Москве 3 октября