Китайская China Communications Construction Company (CCCC) не успеет ввести в эксплуатацию до конца года один из ключевых объектов суперверфи «Звезда» — гигантский сухой док стоимостью 20 млрд руб. Это следует из ответов представителя Ростехнадзора. Представитель «Роснефти» подтвердил перенос сроков.

Док будет построен и сдан в эксплуатацию на три года раньше плана — в 2020 г., объявил в 2018 г. главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. Правительство Приморского края и вовсе сообщало, что CCCC завершит строительство в 2019 г. Решение ускорить строительство дока позволило «Звезде» получить дополнительные контракты на строительство судов, например на 15 танкеров-газовозов для строящегося завода «Арктик СПГ — 2» «Новатэка» (первые танкеры понадобятся к 2023 г.).  

Что такое «Звезда» и зачем ей сухой док

Суперверфь «Звезда» должна обеспечить страну современным флотом для освоения шельфовых месторождений и бесперебойной работы Северного морского пути. Пока большую часть судов для разработки арктических месторождений нефтегазовые компании вынуждены покупать за рубежом.

Верфь планируется достроить к 2025 г. Строительство курирует «Роснефть», юридически 82,4% верфи принадлежит государственному «Роснефтегазу», 13,4% — банку «Роснефти» ВБРР, еще 4,6% у Газпромбанка. Стоимость «Звезды» — 146 млрд руб, вместе с жильем для сотрудников и инфраструктурой — 200 млрд. 

Сухой док — это водонепроницаемая камера длиной 485 м, шириной 114 м и глубиной 15 м, которая находится в котловане ниже уровня воды в акватории бухты Большой Камень недалеко от Владивостока. В затопленный док заходит корабль, затем камеру герметично закрывают воротами, воду откачивают, и рабочие получают доступ к днищу судна. Сухой док позволит «Звезде» строить суда «без каких-либо ограничений», более того, верфь сможет одновременно вести строительство сразу нескольких крупнотоннажных судов, сообщала «Роснефть». В частности, в доке планировалось собирать танкеры-газовозы для «Арктик СПГ — 2», буровые суда, а также самый мощный в мире ледокол «Лидер» стоимостью 128 млрд руб. 

Что случилось

Китайская компания пока не может получить разрешение на эксплуатацию, так как Ростехнадзор еще не выдал заключение о том, что объект соответствует проектной документации, следует из ответа представителя ведомства. 

Дело в том, что в 2020 г. CCCC допустила ряд нарушений при строительстве дока, объясняют три источника VTimes, близких к «Звезде». Представитель Ростехнадзора это подтверждает. По его словам, подрядчик в течение года ответственно исполнял предписания ведомства и последнее извещение об устранении нарушений направил в декабре. Ростехнадзор планирует выехать на «Звезду» для проверки стройки в феврале 2021 г., говорит его представитель. 

Сухой док уже достроен, в его периметре находится много специального оборудования, но подрядчик не успел сдать его в эксплуатацию из-за ограничительных мер, связанных с пандемией, говорит представитель «Роснефти». Осенью многие сотрудники CCCC болели коронавирусом, говорит человек, близкий к «Звезде». Заболели китайских рабочие, а потом и русские сотрудники "Звезды", это затормозило стройку, подтверждает другой собеседник, близкий к верфи.

Недочеты, выявленные Ростехнадзором, не являются нарушениями и будут исправлены в начале 2021 г., говорит представитель «Роснефти». 

Какие нарушения нашел Ростехнадзор 

В первой половине года Ростехнадзор выявил у подрядчика 25 нарушений. «При устройстве западной стены сухого дока была использована бетонная смесь, которая не соответствовала требованиям проектной документации: были завышены классы прочности и водопроницаемости, а также занижен класс по морозостойкости», — сообщил представитель ведомства. По его словам, Ростехнадзор также выявил трещины на тыловой стене сухого дока.

К октябрю CCCC устранила все выявленные нарушения. Например, компания изменила характеристики бетонной смеси в проектной документации, и Главгосэкспертиза их одобрила. Для ремонта стен дока подрядчик разработал две программы: по мониторингу за трещинами на стенах дока и для гидроизоляции и восстановления целостности конструкций при отрицательных температурах. Компания также разработала технологический регламент по восстановлению защитного слоя («лечению» трещин) конструкций дока при отрицательных температурах.

В октябре в ходе новой проверки Ростехнадзор выявил еще 27 нарушений (с чем они связаны, представитель ведомства не говорит). «В основном эти замечания связаны с корректировкой проектной документации и пусконаладочными работами кранового оборудования», — объясняет представитель «Роснефти». Это те нарушения, которые CCCC уже исправила и которые в феврале должен проверить Ростехнадзор. 

Представитель ведомства подчеркивает, что выявление и устранение нарушений — «нормальный рабочий процесс» и «любое использование информации о проверках и нарушениях в критическом ключе будет искажением реальной ситуации».

Насколько серьезны недочеты

В начале года стало понятно, что из-за использования «непроектного» бетона в стенках дока образовались трещины и он протекал, говорят два источника. По словам одного из них, нарушения не фатальны, перезаливать весь бетон в доке не пришлось. Камеру несколько раз наполнили водой, выявили слабые места, и подрядчик их отремонтировал.  

Трещины могли образоваться при усадке бетона при высыхании, сказал замглавы АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС, государственный научный и технологический центр судостроения) Валерий Киреев. Но без измерений нельзя сказать, насколько это серьезная проблема для работы дока, объясняет он.

В некоторых случаях трещины можно заполнить специальными низковязкими полимерными составами, говорит представитель НП «Союз производителей бетона». При этом существует риск нового образования трещин в течение года после окончания строительства из-за смены сезонов и температур воздуха, отмечает директор НИИ бетона и железобетона им. А. А. Гвоздева Дмитрий Кузеванов. Но, по его словам, современные способы ремонта, мониторинга и технологии защиты позволяют продлить эксплуатацию сооружений. Деталей нарушений при пусконаладке кранов собеседники VTimes не знают. 

Успеет ли «Звезда» построить заказанные суда

В портфеле «Звезды» уже больше 50  судов, в том числе для «Роснефти», «Газпрома», «Новатэка». «Звезда» строится двумя очередями, на верфи уже работает несколько цехов, открытый тяжелый достроечный стапель с кранами, транспортно-передаточный док и т. д.

Нехватка некоторых объектов не мешает строительству судов: в мае на воду был спущен первый танкер типа Aframax «Владимир Мономах», а в декабре верфь передала его заказчику — компании «Роснефтефлот», вскоре он должен выйти в первый рейс. 

Сейчас для строительства судов используются блок корпусных производств, окрасочные камеры и открытый тяжелый достроечный стапель, говорит представитель «Роснефти». После спуска судов на воду их достраивают на достроечных причалах и набережных согласно технологическому процессу, добавляет он.

Это подтверждает четвертый источник, близкий к «Звезде». По его словам, на открытом стапеле можно собирать корпуса танкеров и зимой, и летом.

«Звезда» может строить на горизонтальном стапеле танкеры, газовозы, суда-снабженцы, верхние строения платформ и т.д, перечисляет Киреев. Ледокол «Лидер» имеет большой вес и строить его придется в сухом доке. Но с учетом сроков строительства ледокола в 7–8 лет, вряд ли небольшой сдвиг сроков запуска сухого дока представляет проблему, считает он.

Работы по строительству атомного ледокола «Россия» (проекта «Лидер») и газовозов для компании «Новатэк» начались в строгом соответствии с контрактом, говорит представитель «Роснефти». Строительство находится на стадии резки металла и формирования блоков судов, сухой док на данном этапе не требуется, заключает он.