Планы «Роснефти» по будущему проекту «Восток Ойл» оказались масштабнее, чем предполагалось. Компания анонсировала возможность по расширению перевалочных мощностей порта в бухте Север на Таймыре, где помимо 100 млн тонн нефти в год собирается переваливать 35–50 млн тонн СПГ и 50 млн тонн угля. Сроки, в которые компания собирается выйти на эти объемы, а также ресурсная база для их производства не были названы. Как отмечают аналитики, пока на Таймыре нет проектов с промышленной добычей угля.

«Роснефть» рассматривает возможность строительства новых мощностей в порту в бухте Север, следует из презентации главы нефтекомпании Игоря Сечина на Евразийском экономическом форуме в Вероне. Предполагается, что помимо отгрузки нефти с месторождений «Восток Ойл» (100 млн тонн в год) и СПГ (35–50 млн тонн) рассматривается вопрос строительства перевалочных мощностей на 50 млн тонн угля в год. В материалах главы «Роснефти» отсутствуют сроки строительства, в компании их также не пояснили. В мае компания говорила, что намерена выйти на перевалку 115 млн тонн нефти в год к 2030 году.

Проект «Восток Ойл» изначально предполагался как нефтяной: «Роснефть» хотела связать трубопроводом месторождения Ванкорского кластера (Сузунское, Тагульское, Лодочное) с Пайяхским месторождением «Нефтегазхолдинга» (принадлежит экс-главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову) и построить порт для отгрузки нефти в бухте Север. Затем у «Роснефти» появились планы по строительству на Таймыре завода по производству СПГ, однако его мощность не называлась. Нефтекомпания сейчас пытается расширить свою ресурсную базу по газу в регионе, в том числе добившись специальных условий по аукциону на Дерябинский, Турковский участки и Казанцевское месторождение с совокупными запасами 128 млрд кубометров.

Что касается угля, то сейчас на Таймыре нет ни одного проекта, который бы вышел на промышленную добычу, пишет Ъ.

«Востокуголь» планировал добывать в 2024 году 19 млн тонн угля, но сейчас эти планы выглядят несбыточными — компания переживает корпоративный конфликт, начавшийся после гибели ее основного владельца Дмитрия Босова. Корпорация AEON Романа Троценко планирует развивать Сырадасайское месторождение каменного угля на западном побережье Таймыра в 120 км к юго-востоку от поселка Диксон. Ресурсы месторождения по категории P2+P3 оцениваются в 5,05 млрд тонн, запасы первой очереди — 153,6 млн тонн. Однако AEON намерен инвестировать 60 млрд руб. в строительство собственного морского порта Северная Звезда, и на данный момент речи о перевалке этих объемов через бухту Север не шло.

По оценкам исполнительного директора ЦЭП Газпромбанка Айрата Халикова, угольные проекты на Таймыре расположены близко от побережья, однако стоимость перевозки сухогрузами с Таймыра до перспективных регионов роста спроса (Южная и Юго-Восточная Азия) может доходить до $30 на тонну. При такой стоимости перевозки рентабельно будет перевозить только угли высокого качества. Общие прогнозные ресурсы Таймырского угольного бассейна, который мог бы стать базой для загрузки мощностей порта, составляют 186 млрд тонн.

Угля там много, и он стал доступен из-за глобального потепления. Но оценок себестоимости добычи, а также какие конкретно там марки углей будут добывать, я в авторитетных источниках не встречал»,— говорит эксперт.

Сам «Восток Ойл» в своей нефтяной части пока имеет неясные перспективы по срокам запуска и объемам добычи нефти. Если месторождения Ванкорского кластера уже разрабатываются, то Пайяхские месторождения и примыкающий к ним Западно-Иркинский участок пока в стадии геологоразведки. При этом «Роснефть» уже получила налоговые льготы проекта и сейчас пытается привлечь инвесторов. Об этом в своем выступлении в Вероне еще раз напомнил Игорь Сечин. «Портфель "Роснефти" представлен рядом первоклассных нефтяных и газовых проектов с низкими удельными затратами на добычу, реализуемыми в соответствии с наивысшими экологическими стандартами. Хорошим примером является проект "Восток Ойл" в недавно открытой "Роснефтью" уникальной нефтегазовой провинции мирового класса. Мы готовы разделить эту историю успеха и в это сложное время приветствуем новых западных и восточных партнеров»,— сказал он.