«Роснефть» намерена расширить географию добычи и поставок углеводородов, для чего решила дать оценку перспективам работы в южной части Каспийского региона. По мнению экспертов, потенциальный заход госкомпании в эти регионы, особенно в Иран, является частью плана по выстраиванию глобальной структуры крупных международных энергохабов «Роснефти».
Государственная нефтяная компания, согласно плану госзакупок, намерена объявить тендер на исследовательскую работу по изучению перспектив нефтегазоносности таких стран, как Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Иран. Стоимость анализа «Роснефть» оценивает в 5 млн рублей.
Госкомпания ранее проявляла интерес ко многим из перечисленных регионов, более того, в некоторых из них она уже ведет свою деятельность. Так, в Казахстане «Роснефть» участвует в проекте по освоению структуры Курмангазы, которая расположена в казахстанской части шельфа Каспийского моря между месторождениями Кашаган и Широтное. Госкомпании там принадлежит 25%.
Кроме того, президент «Роснефти» Игорь Сечин не раз посещал Азербайджан, где проводил встречи с руководителем SOCAR Ровнагом Абдуллаевым и обсуждал совместные проекты в сфере добычи и переработки нефти на территории России и Азербайджана. Также в компании заявляли об интересе к полномасштабному сотрудничеству с Туркменией, где на сегодняшний момент ведет свою деятельность «дочка» «Роснефти» — газовая компания «Итера».
По словам старшего аналитика ЗАО «Сбербанк КИБ» Валерия Нестерова, указанные регионы интересны «Роснефти» с точки зрения перспектив увеличения поставок углеводородного сырья в Китай. По словам собеседника, среди перечисленных стран особый интерес представляет, безусловно, Иран.
Стоит отметить, что, по данным статобзора компании ВР, на конец 2014 года (свежие данные за 2015 год будут опубликованы в середине июня) доказанные запасы нефти Ирана составляли 21,7 млрд т, в то время как самые большие из всех остальных перечисленных стран у Казахстана — 3,9 млрд т. По газу: у Ирана — 34 трлн куб. м, у Туркмении — 17,5 трлн куб. м.
В конце прошлого года «Роснефть» договорилась с партнерами из Ирана начать двусторонние переговоры по дальнейшей работе в этой стране. Как отмечал пресс-секретарь российской госкомпании Михаил Леонтьев, Иран для «Роснефти» — новый серьезный открывающийся рынок.
— Проходят разговоры, встречи. Это рабочий процесс, — говорил представитель компании.
Вчера «Роснефть» не смогла предоставить оперативный комментарий.
По словам Нестерова, Иран интересен с точки зрения снижения накала «потенциальной конкуренции».
— «Роснефть» сегодня является проводником политики государства. Интерес к этой стране сегодня проявляют и другие российские компании, такие как «Газпром нефть» и «Татнефть». Это нормальная для госкомпании стратегия развития своих интересов в перспективном регионе, — говорит аналитик.
По словам Алены Афанасьевой, старшего аналитика ГК Forex Club, всё это вполне логично вписывается в текущую стратегию, которую реализует «Роснефть».
— Таким образом, компания хочет стать крупным мировым игроком с хорошей диверсификацией активов в условиях санкционных ограничений со стороны Запада. Обратите внимание на список стран, это Азия и Ближний Восток, где компания хочет закрепить свои позиции. Причем после того, как уже реализованы шаги по стратегическому партнерству с Индией и Индонезией, — говорит собеседник.
К тому же, по ее словам, Иран сейчас — лакомый кусок для многих нефтегазовых компаний. Алена Афанасьева напоминает, что после снятия санкций Иран объявил о желании активно нарастить объемы добычи и восстановить отрасль.
— Сейчас остается получить презентацию условий по нефтегазовым контрактам со стороны иранских властей. Возможно, именно к этому моменту и хочет подготовиться «Роснефть»: к моменту презентации у компании должны быть своя сформировавшаяся оценка и планы по сотрудничеству со страной. Всё это — часть плана по выстраиванию глобальной структуры крупных международных энергохабов «Роснефти», — заключает собеседница.
Дмитрий Фомин, ведущий аналитик Conomy, в свою очередь, напоминает о покупке 49% доли в нефтеперерабатывающем заводе компании Essar Oil в индийском городе Вадинар, которая планируется к закрытию в конце июня. «Роснефть» и Essar Oil Ltd, владеющая заводом, в целом настроены на долгосрочное сотрудничество, в том числе в вопросах разработки Ванкорских месторождений. Также компании заключили десятилетний контракт, согласно которому «Роснефть» поставит 100 млн т сырой нефти, большая часть которой пойдет именно на этот НПЗ.
— В момент заключения соглашения речь шла главным образом о нефти, добытой в России или на совместных разработках, однако в перспективе предполагается, что нефть на индийские предприятия будет поставляться из Ирана, с которым полтора года назад был подписан меморандум о том, что Россия будет закупать иранскую нефть для реэкспорта в обмен на закупки российской продукции со стороны Ирана. Поставки будут осуществляться через порты Баку и Астрахани, — пояснил собеседник.
Также Дмитрий Фомин напомнил, что министр нефти Ирана в октябре заявил, что страна готова к заключению своповых контрактов, по которым Иран, выступая техническим посредником, будет получать в северных портах нефть и нефтепродукты из России и поставлять соответствующие объемы из южных портов в Индию. Иранская сторона при этом согласна на то, чтобы оператором со стороны России по сделкам выступила именно «Роснефть», пишут Известия.