«Роснефть», столкнувшаяся с падением добычи, заинтересовалась разработкой трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири. Речь идет об абалакской свите (сверхглубоких участках недр), потенциальные запасы которой оцениваются в миллиарды тонн нефти. Но из-за санкций «Роснефть» вряд ли сможет в одиночку осилить подобные проекты, сомневаются эксперты.

 «Роснефть» собирается оценить «ресурсы нефти в отложениях абалакской свиты в юго-восточной части Фроловской нефтегазоносной области с целью увеличения своей ресурсной базы, говорится в документах компании (копия есть у РБК). На основе этой оценки нефтяная компания будет принимать «управленческие решения о приобретении новых активов и возможности участия в новых проектах». На момент публикации представитель «Роснефти» не ответил на запрос РБК. Абалакская, баженовская, тюменская и фроловская свиты – участки недр в Западной Сибири. Они отличаются большой глубиной залегания (для абалакской глубина составляет 2–3 км), сверхнизкой проницаемостью, но высокой нефтенасыщенностью. По сути, речь идет о сланцевой нефти. Совокупные запасы баженовской и абалакской свит, по словам губернатора Ханты-Мансийского округа Натальи Комаровой, достигают 11 млрд т нефти.

Формально эти участки относятся к нераспределенному фонду недр, но фактически они находятся под действующими месторождениями, которые разрабатывают нефтяные компании, пояснил  источник в Роснедрах. По его словам, отдельных месторождений с залежами абалакской свиты нет, но такие горизонты есть на уже распределенных участках. Для разработки этих залежей на действующих месторождениях требуется отдельная лицензия. На сегодня заявок на разработку абалакской свиты от компаний пока не поступало, сказал  другой источник в Роснедрах. 

Интерес к разработке этих залежей появился после того, как правительство пообещало налоговые льготы по добыче трудноизвлекаемой нефти, говорит  источник в Роснедрах. НДПИ на разработку баженовских, абалакских, хадумских и доманиковых залежей правительство решило обнулить в конце 2013 года. Льготы будут действовать в течение 10–15 лет.

По оценкам Минэнерго, благодаря таким мерам стимулирования за весь период разработки трудноизвлекаемой нефти в России до 2032 года государство может получить дополнительно около 2 трлн руб. налогов при дополнительной добыче порядка 326 млн т нефти, заявлял ранее глава ведомства Александр Новак. Но окончательный документ о налоговых льготах пока не готов, пояснил представитель Минприроды.

 «Роснефть» ищет возможности для расширения своей ресурсной базы. Главный фокус компания сделала на российский арктический шельф, где накануне было открыто крупное месторождение «Победа». Одновременно с этим компания столкнулась с падением добычи нефти – в августе на 1% (до 16,16 млн т) по сравнению с показателем годичной давности, и на 0,2% по сравнению с июлем 2014 года. Снижение добычи может быть зафиксировано и по итогам всего 2014 года, заявил на днях президент компании Игорь Сечин. Это объясняется сокращением буровых работ из-за сложных переговоров с подрядчиками, подчеркнул он. 

Месторождения трудноизвлекаемой нефти потенциально дают возможность увеличить ресурсную базу, но их освоение может быть серьезно затруднено из-за западных санкций. США и Европа запретили поставки в Россию технологий и оборудования для добычи сланцевой нефти. Для разработки месторождений с трудноизвлекаемой нефтью компании на данном этапе понадобится партнер, у которого уже есть опыт работы в аналогичных проектах, считает директор аналитического агентства Small Letters Виталий Крюков. Это могла бы быть ExxonMobil или Total, но и та и другая компании уже объявили о сворачивании подпавших под санкции проектов в России.

«Роснефть» просто хочет оставить участок за собой. Но это работа на перспективу – когда отменят санкции», – заключил Крюков. Сейчас в Западной Сибири проекты по «трудной» нефти есть у «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа. Представитель «Газпром нефти» сообщил, что компания продолжает реализацию своих проектов по изучению бажено-абалакского комплекса. Представитель ЛУКОЙЛа от комментариев отказался.