Железнодорожные отгрузки автомобильного бензина из Белоруссии на российский рынок резко выросли в апреле и составили по итогам месяца 40,1 тыс. т, что стало максимальным уровнем за несколько лет. За весь 2019 г. из Белоруссии было импортировано в Россию лишь 200 т продукта.

Многим российским покупателям оптовых партий белорусского бензина это топливо с поставкой в апреле с учетом стоимости транспортировки на станцию назначения обходилось минимум на 500 руб./т дешевле, чем продукт отечественного производства, предложение которого на бирже в апреле значительно сократилось. Это стало результатом того, что регулирующие органы и нефтяные компании в прошлом месяце договорились снизить на срок до 30 июня нормативы обязательных биржевых продаж нефтепродуктов. Так, норматив по бензину уменьшен до 5% объемов производства по сравнению с 10% в I квартале. Российские производители стали сокращать продажи бензина на бирже, руководствуясь этой договоренностью и не дожидаясь официального вступления новых правил в силу.

Владельцы некоторых сетей АЗС в этих условиях в апреле стали формировать запасы недорогого белорусского топлива, ожидая в дальнейшем роста спроса на бензин и удорожания топлива на оптовом рынке после ослабления карантинных мер.

В свою очередь для Белорусской нефтяной компании доходность апрельских поставок бензина Аи-92 на российский рынок была выше, чем в направлении латвийского порта Вентспилс, в среднем более чем на $100/т, по оценкам Argus.

Поставки от Калининграда до Дагестана

Из общего объема апрельских поставок бензина из Белоруссии на российский рынок, более 30% было отгружено в южные регионы России: Краснодарский край, Ростовскую область, Ставропольский край и Дагестан, по данным железнодорожных экспедиторов.

Кроме того, крупные объемы бензина белорусского производства в апреле отгружались в Калининградскую область, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также в граничащие с Белоруссией Брянскую и Смоленскую области и ряд других регионов Центральной России.

Ранее стало известно о намерении властей России ввести запрет на импорт бензина на срок до 1 октября. Проект соответствующего постановления был подготовлен в апреле, но документ все еще ожидает регистрации в Министерстве юстиции, по данным источника в Минэнерго.

В последние два года поставки белорусского бензина в Россию были незначительными. Интерес к импортному продукту на российском рынке снизился благодаря увеличению мощностей по выпуску бензина на российских НПЗ в рамках проектов модернизации, а также изменению налогового режима, в частности, в связи с заработавшим в 2019 г. механизмом демпфера.

До 2017 г. Россия и Белоруссия предварительно согласовывали плановый объем поставок бензина в протоколах к межправительственному соглашению. Но в связи со снижением потребностей России в белорусском бензине стороны в дальнейшем отказались от этой практики. Министр энергетики России Александр Новак в апреле 2017 г. заявил, что у Белоруссии больше не будет обязательств по поставкам нефтепродуктов в Россию и взаимоотношения стран в этой области будут строиться исключительно на рыночных условиях.

В январе – апреле 2017 г. железнодорожные отгрузки белорусского бензина на российский рынок составили около 10 тыс. т, тогда как в январе – апреле 2016 г. их объем достигал 82 тыс. т, а за аналогичный период 2015 г. – 171 тыс. т.