газрфес

Подрыв "Северных потоков", взаимные санкции и политические разногласия России с ЕС привели к вынужденной потере европейского рынка сбыта для нашего газа объемом до 120 млрд кубометров в год.

Можно сколько угодно утешать себя доводами, что Европе из-за этого хуже, но добыча газа в нашей стране снизилась с 762 млрд кубометров в 2021 году до 638 млрд в 2023 году. А выпавшие объемы - это неполученная прибыль, невыплаченные налоги, невыписанные премии и зарплаты.

В 2024 году добыча газа в нашей стране вновь стала расти, но остается вопрос, сколько потребуется времени, чтобы восстановиться до уровня 2021 года. Эксперты сходятся во мнении, что на это потребуется немало времени. Большинство из них считает, что сочетание роста спроса на внутреннем рынке и увеличение объемов экспорта позволит выйти на показатели 2021 года в начале следующего десятилетия, пишет РГ.

Первоначально большие надежды возлагались на новые экспортные проекты: газопроводы в Китай и заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ). Но в обоих случаях потенциал и скорость роста оказались переоценены. Поставки в Китай по газопроводу "Сила Сибири" уже в этом декабре должны выйти на максимальную мощность - 38 млрд кубометров в год. За счет наращивания поставок мы за год увеличим экспорт почти на 16 млрд кубометров. Согласовано строительство еще одной трубы на 10 млрд кубометров - Дальневосточный маршрут, который должен заработать в 2027 году. Но основные надежды возлагались на газопровод "Сила Сибири-2" мощностью 50 млрд кубометров, который пока даже не начал строится. А на это потребуется минимум несколько лет, в самом лучшем случае.

По словам старшего аналитика "Яков и Партнеры" Валдиса Плявиньша, реализация флагманского проекта для российского трубного экспорта "Сила Сибири-2" оттягивается из-за длительных согласований условий долгосрочного контракта на поставки газа, а другие проекты не смогут существенно нарастить экспортные поставки.

  Рост внутреннего потребления газа в результате газификации оценивается в 20-30 млрд кубометров

Что касается СПГ, то до введения санкций против завода "Новатэка" "Арктик СПГ-2" и почти всех запланированных на будущее проектов по сжижению газа в России, перспективы роста в отрасли были очень хорошие. Сейчас же появились сообщения в СМИ как российских, так и зарубежных, со ссылкой на источники, что многие запланированные проекты оказались заморожены, перенесены или переформатированы под другие цели.

По мнению Плявиньша, хотя мировое потребление СПГ будет активно расти, и к 2030 году ожидается рост на 49% от 2023 года до 610 млн тонн, для России это окно возможностей, вероятно, пока будет закрываться. Новые проекты российских компаний находятся под санкциями, и даже при их успешной реализации наладить сбытовую политику будет затруднительно. Сейчас рынок СПГ находится в дефиците, однако реализуемые проекты в США, Катаре и других странах смогут покрыть дефицит и сделать рынок профицитным уже к 2030 году. В таких условиях экспорт с "подсанкционных" проектов будет дополнительно усложнен - никто не захочет рисковать, если на рынке есть альтернативы.

 С другой стороны, эксперт по энергетике Кирилл Родионов напоминает, что официального запрета на импорт российского газа в ЕС, нет, как в случае, например, нефти, нефтепродуктов и угля. Поэтому трубопроводный газ - первый кандидат на восстановление поставок на европейский рынок в случае урегулирования конфликтов. У нашего газа рынка в целом есть очень большой потенциал роста спроса как на внешнем рынке, так и на внутреннем.

С точки зрения замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, на внутреннем рынке есть потенциал роста спроса за счет газификации, догазификации, перехода на газомоторное топливо (ГМТ) и строительства ряда крупных газоперерабатывающих производств. Он исчисляется несколькими десятками миллиардов кубометров. Полностью компенсировать сокращение экспорта газа в Европу без радикального изменения экономической модели только внутренний спрос не сможет. Сейчас эффект от газификации оценивается в 20-30 млрд кубометров после 2030 года, развитие ГМТ может дать еще 10-15 млрд.

Другие оценки дает директор по исследованиям компании "Имплемента" Мария Белова. Она считает, что внутренний спрос на газ в России к 2030 году может составить 535-580 млрд кубометров в зависимости от сценария развития событий. Это будет означать рост 8-17% или плюс 39 - 84 млрд кубометров относительно уровня 2023 года. Разница в сценариях обусловлена различной прогнозной динамикой ВВП страны, темпами реализации газохимических проектов, а также перспективами "работы с санкциями" металлургической отрасли. Что касается газификации, то ее развитие может привести к росту внутреннего спроса до порядка 10 млрд куб м к 2030 году.

Экспортных сценариев на порядок больше. Поставки российского газа за границу в 2030 году могут составить 185 - 330 млрд кубометров (плюс 53 - 192 млрд кубометров относительно 2023 года). Здесь разница обусловлена темпами развития СПГ-индустрии и положением России на европейском рынке газа, говорит Белова.

Гривач уверен, что санкции можно и нужно преодолевать за счет развития собственных компетенций, и производства оборудования на российской территории. Но нужно работать в этой сфере системно, а не рассчитывать на снятие санкций или закупку оборудования обходными путями. Думаю, что наш экспорт и по газопроводам, и в виде СПГ вырастет как минимум за счет уже реализуемых проектов с Китаем и другими соседними странами.

Европейское направление поставок российского газа выстраивалось несколько десятилетий. На 100 млрд кубометров в год СССР вышел только через 30 лет работы, а на 200 вышел уже РФ через 25 лет. Сейчас мы движемся гораздо быстрее, но все равно это займет многие годы, подчеркивает Гривач.

По мнению Беловой, даже в самом консервативном сценарии к 2030 году Россия за счет развития внутреннего рынка и экспорта СПГ сможет компенсировать порядка 90 млрд кубометров газа, "потерянных" в Европе.

Родионов и вовсе уверен, что ключевым фактором восстановления газовой отрасли во второй половине двадцатых годов будет служить внешнеполитическая нормализация. Ни газохимия, ни производство СПГ для потребностей внутреннего рынка не могут и близко покрыть тех объемов спроса, которые потребляла Европа. А вот в случае внешнеполитической нормализации мы увидим прирост поставок к прежним объемам, в том числе за счет украинской газотранспортной системы (ГТС), которая позволяет полностью компенсировать выпадение поставок по "Северному потоку" и так и не введенного в строй "Северного потока-2".

Наиболее пессимистичную оценку делает Плявиньш, который считает, что с учетом текущего положения отрасли и санкционных рисков (в особенности для СПГ-проектов) Россия не сможет вернуться к докризисным показателям добычи до 2030 года. Но на горизонте до 2035 года, при условии развития суверенных технологий в СПГ отрасли (сжижение газа, системы хранения газа, развитие судостроения) и реализации "Силы Сибири-2", газовая отрасль РФ сможет полностью восстановиться и даже нарастить добычу - вплоть до 820 млрд кубометров в год.