"Транснефть" увеличивает трубопроводные мощности для доставки нефтепродуктов потребителям внутри страны и за рубежом. Компания планирует увеличить до 25 млн т к 2020 г. пропускную способность продуктопровода "Север", который соединяет нефтеперерабатывающие заводы в центре европейской части России с экспортным терминалом в Приморске. Одновременно с расширением продуктопровода "Север" реализуется проект "Юг", цель которого увеличить экспортные мощности в направлении средиземноморского рынка.
Наличие трубопроводных мощностей от НПЗ до экспортных терминалов резко снижает транспортные расходы, и дает российским компаниям существенные преимущества на европейском рынке перед конкурентами – производителями из США, Ближнего Востока и Индии. Самое главное, российские переработчики имеют возможность получать отдачу от инвестиций в модернизацию НПЗ, поставлять за рубеж не сырье, а готовую товарную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, сокращая поставки в западном направлении, Россия уменьшает предложение на рынке, где формируется цена на нефть, а это способствует повышению котировок углеводородного сырья.
Не нефтью единой
В течение последних нескольких лет Россия превратилась в одного из крупнейших экспортеров дизельного топлива. По данным Минэнерго РФ с 2006 г. по 2014 г. выпуск дизельного топлива вырос с 64,2 млн т/г. до 77,3 млн т/г. Доля дизтоплива класса 5 (российский эквивалент Евро-5) в прошлом году составила 58,4% от всего объема производства, а экспорт достиг 45,4 млн т.
Несмотря на сокращение объемов переработки в январе-сентябре 2015 г из-за введения налогового маневра, российские компании могут увеличить объемы экспорта дизтоплива и расширить свое присутствие на европейском рынке, поскольку переход на моторное топливо класса-5 в России был отложен до 1 июля 2015 г.,
Северные и южные перспективы
Для отгрузок за рубеж дизельного топлива стандарта Евро-5 в 2008 г. был проложен трубопровод "Север" мощностью 8,4 млн т/г. по маршруту Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск. Проектная мощность "Севера" была превышена уже 2013 г., когда по нему было прокачено 9,3 млн т дизельного топлива. Увеличение пропускной способности в северо-западном направлении стало острой необходимостью. Поскольку, после запуска в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы – 2 мощностью 30 млн т/г из Унечи до Усть-Луги на западном направлении появились избыточные мощности для экспорта нефти, то было принято решение перепрофилировать одну из ниток Балтийской трубопроводной системы – 1 на участке от Ярославля до Приморска в продуктопровод. После проведения необходимых технических мероприятий экспортные мощности "Севера" существенно выросли. В текущем году по данному маршруту "Транснефть" планирует прокачать 14,2 млн т. В направлении Приморска российские компании отгружают дизельное топливо с содержанием серы 10 ppm (0,001%), соответствующее стандарту Евро-5. Руководство "Транснефти" обещает увеличить пропускную способность продуктопровода "Север" до 17,4 млн т/г уже к 2017 г., а к 2020 – до 25 млн т/г.
Направление на Приморск является наиболее важным для российских экспортеров, поскольку потребление дизтоплива в Северо-Западной Европе растет стремительными темпами, особенно во Франции и Великобритании. В последней дизель уверенно вытесняет бензин на внутреннем рынке. Великобритания стала одним из крупнейших импортеров дизтоплива. Потребление этого вида топлива в стране превысило 27 млрд литров (≈ 20,8 млн т) в 2014 г. При этом, Россия стала крупнейшим экспортером дизеля в эту страну. Объем поставок составил около 4 млн т в прошлом году. По мнению экспертом Platt’s, в 2014 г. и последующие годы повышательная динамика на британском рынке дизельного топлива продолжится.
Расширение продуктопровода "Север" позволит в перспективе отказаться от экспорта дизельного топлива через латвийский Вентспилс, и сократить поставки за рубеж по железной дороге.
"Транснефть" приступила в 2013 г к строительству продуктопровода "Юг" по маршруту Волгоград – Тихорецкая – Крымск – Новороссийска. Проект реализуется при финансовом участии ЛУКОЙЛа. Проектная мощность изначально называлась в 8,7 млн т/г. Согласно последним заявлениям представителей "Транснефти" по продуктопроводу "Юг" к 2020 г. будет возможно прокачивать до 11 млн т топлива.
Спрос на моторное топливо на Юге также быстро растет. Крупнейшим импортером является Турция, где потребление дизельного топлива превысит 19 млн т к 2020г., пишет Прайм.
"Транснефть" ожидает роста переработки
После введения с 1 января налогового маневра ситуация в российской нефтяной отрасли изменилась. Значительно выросли поставки за рубеж нефти – на 7% с января по сентябрь 2015 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года. Объемы первичной переработки за тот же срок снизились на 1,5%. Однако, в «Транснефти» делают ставку на рост переработки в 2016 г. "Если пошлина не будет снижаться, а НДПИ останется на том же уровне, мы ожидаем увеличения переработки нефти", - заявил Максим Гришанин, первый вице-президент "Транснефти" на совещании совета потребителей компании.
Проекта бюджета на 2016 г., в целом одобренный правительством, не предполагает снижение экспортной пошлины на нефть в течение всего следующего года, как предусматривалось ранее в рамках налогового маневра.
В целом, транспортировка по системе магистральных нефтепродуктопроводов в 2015 г. ожидается на уровне 32,1 млн т. К 2020 году этот показатель должен увеличится до 56,1 млн т. Россия может превратиться в страну с развитым трубопроводным транспортом. Но на этом останавливаться "Транснефть" не планирует.
"Наша стратегия не ограничивается 2020 годом, мы смотрим на перспективу. Видим, что есть еще дополнительная ресурсная база с возможностью подключения Саратовского НПЗ "Роснефти" есть возможность подключения к системе нефтепродуктопровода от Орского НПЗ. Также смотрится проект увеличения приема дизельного топлива с Пермского НПЗ путем строительства нефтепродуктопровода Андреевка-Альметьевск, что позволит переформатировать наши грузопотоки и тем самым увеличить ресурсную базу дизельного топлива", - сообщил заместитель вице-президента "Транснефти" Владимир Назаров на заседании совета потребителей.