Разработка Арктического шельфа РФ останется лозунгом и «многословной» рекомендацией без освоения российских технологий и производства. Реальные объемы добываемых здесь нефти и газа, ввиду финансово-технологических и экологических факторов, будут многократно меньше декларируемых. В России в нынешних условиях, чтобы поддержать падающую нефтедобычу, целесообразно комплексное освоение менее капиталоемких и менее отдалённых месторождений. Таковы основные оценки конференции «Зоны влияния в Арктике», состоявшейся 15 мая в Москве.

По оценкам Минэнерго РФ, колоссальные углеводородные ресурсы российской части Арктического шельфа – свыше 450 млн тонн нефти, до 9 трлн кубометров газа и 130 млн т газоконденсата, требуют высоких капитальных затрат. В настоящее время подавляющая часть нефтегазового оборудования и инфраструктуры – это импорт из дальнего зарубежья, в первую очередь из стран, которые ввели санкции в отношении РФ.

«В таких условиях «нефтегазовые» расходы по Арктике  существенно возрастают. Сегодня выделяемых на эту сферу средств явно недостаточно, - пояснил RCC замдиректора по науке Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский. – Средства на научные исследования выделяются, скорее, в «символическом» размере».

Возникает, как считает В.Богоявленский, впечатление, что наиболее комфортные условия создаются тем российским компаниям или структурам, «которые обещают рекордные темпы освоения и добычи арктических углеводородов. Но надлежащего анализа этих обещаний не проводится».

Эксперт уточнил RCC: «Востребована комплексная программа по изучению и освоению всего российского шельфа, с определением технологических, географических и геологоразведочных приоритетов. Пока не просматривается системного и объективного подхода к этим вопросам. На мой взгляд, в «нефтегазовом» контексте Арктики превалирует политический фактор. И, значит, желание во что бы то ни стало попытаться опередить другие приарктические страны в работах на шельфе Крайнего Севера. В отсутствие надлежащих технологий и кадров, разработка арктических месторождений будет остановлена после первой же крупной катастрофы.

В США и других странах, похоже, падает интерес к шельфу. За последние несколько лет количество американских буровых платформ на шельфах Мексиканского Залива и Карибского моря - я имею в виду американский сектор этих акваторий – сократилось почти вдвое, т.е., примерно с 4000 до 2200. Хотя капитало- и техноемкость освоения нефтегазовых «точек» в тех же бассейнах многократно ниже, чем в Арктическом регионе.

«Шельфовую» активность проявляет Норвегия, что связано с ее географическим расположением,  с благоприятными климатическими условиями в норвежском секторе Арктики, и с размещением там вероятных или фактических нефтегазовых запасов. Поэтому здесь ежегодно вводится до 10 буровых «точек».

Достаточно сказать, что в январе средняя температура воздуха и воды здесь близка к 0 градусов C. В Карском, Чукотском бассейнах или в северной части российского Баренцева моря - до минус 30 градусов С. Только этот фактор требует  запредельных затрат по изучению и освоению этих российских бассейнов».

Что же касается реальной отдачи арктических нефтезапасов, то, как разъяснил RСС В.Богоявленский, «шельф российской Арктики в 2020–2030-е годы может дать, по благоприятном сценарию, максимум 20 млн тонн нефти в год. Или всего 4% от общей добычи в стране за год. Это обусловлено реальной нефтересурсной базой в регионе и реальными возможностями освоения».

Схожие оценки высказал RCC Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития: «Арктика – проект не текущего десятилетия, может, и не следующего. Добывающие и связанные с ними экологические технологии еще долго не достигнут того уровня, который позволил бы разрабатывать Арктический шельф. Тем более, если учесть сложившуюся в РФ десятилетиями зависимость от зарубежного оборудования. Уровень  зависимости сегодня можно оценить, как минимум, в 75-80%. Создание импортозамещающих аналогов – это задача системной политики. Пока в этой сфере преобладают обещания и многословность.

Себестоимость арктической нефти составляет 120-130 долл. за баррель. Некоторые российские эксперты утверждают, что едва ли не главные факторы рентабельности нефтеразработок в Арктике - это высокие мировые цены на нефть и рост спроса. Но эти мнения необъективные, потому что затраты на промышленное освоение арктической нефти перекрывают любые ценовые преимущества и выгоды от роста спроса. По нашим оценкам, в ближайшей перспективе мировой спрос на нефть вряд ли увеличится, а уровень цен составит, в лучшем случае, 75 долл. за баррель. Потому целесообразнее, особенно в России, сосредоточиться на комплексной разработке более доступных месторождений.

Поэтому, Арктический бассейн имеет значение не как один из основных источников углеводородов, а как выгодный транспортный маршрут, поскольку это самый короткий путь между Америкой и Евразией».