Военный конфликт России и Украины, который начался в конце февраля 2022 года спровоцировал высокую волатильность на финансовых рынках и вызвал резкое ослабление курса рубля. Поэтому переработчики пластмасс были вынуждены резко поднять цены на выпускаемую продукцию, на фоне ажиотажного спроса в ряде отраслей. Особенно заметный рост наблюдался в упаковке для продуктов питания и стройматериалах, для производства который используются зарубежные марки сырья.

В тоже время ведущий российский производитель полимеров компания СИБУР Холдинг в феврале-марте зафиксировал цены на основные марки полиолефинов, а в апреле заявил о сдерживании стоимости базовых полимеров, не смотря на беспрецедентное санкционные давление и рост цен на зарубежных рынках, передает plastinfo.

«Рынок полимеров постоянно растет, несмотря на то что увеличиваются мощности, спрос тоже постоянно растет с темпом не менее 4% в год в среднем, что превышает даже уровень динамики мирового ВВП. Спрос стал восстанавливаться после пандемии, и в комплексе с задержками транспортировки эти факторы привели к образованию дефицита и повышению цен. Получается, что есть как сильное давление со стороны спроса, так и подорожание сырья: рекордные цены на нефть и газ и дорожающая на этом фоне электроэнергия. В связи с этим ряд производств, которые зависят от этих факторов, испытают некоторые проблемы», — комментирует рынок аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев.

Российские цены на полимеры тесно зависят от мировых, однако внутри страны их удается сдерживать за счет того, что крупные отечественные нефтехимические компании поставляют значительные объемы продукции именно на внутренний рынок, а формульные контракты основаны на внутренних котировках в большинстве продуктов.

«В 2022 году после начала военной спецоперации России стоимость входящего углеводородного сырья, закупаемого на рынке для производства полимеров, возросла в среднем более чем на 60%. Однако несмотря на это, в феврале-марте 2022 года СИБУР зафиксировал спотовые цены на основные марки полиолефинов (полипропилен (ПП), полиэтилен высокой плотности (ПЭВП), линейный полиэтилен низкой плотности (ЛПЭНП), полиэтилен низкой плотности (ПЭНП)) используемые в производстве гибкой и жесткой пищевой упаковки, тары для бытовой химии и транспортной упаковки. Компания приняла такое решение, чтобы обеспечить устойчивость в товаропроводящей сети», — пояснили в СИБУРе.

Чтобы и дальше иметь возможность сохранять цены, СИБУР проводит переговоры с поставщиками по фиксации цены основного углеводородного сырья — попутного нефтяного газа (ПНГ), широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), прямогонного бензина.

Как отмечают в компании, в апреле рост цен также будет сдерживаться (увеличение составит порядка 2–5% к уровню марта, для того чтобы компенсировать рост дополнительных затрат, в том числе на логистику), несмотря на то что договоренности на фиксацию цен в свою очередь на сырье для их производства лишь частичные. При принятии решения о сдерживании цен в апреле в компании уделили особое внимание стоимости полимеров, потребляемых в социально значимых отраслях — строительстве, пищевой упаковке, медицине.

Так, например, цены на БОПП-марки (биаксиально-ориентированные полипропиленовые пленки), которые используются в упаковке базовых пищевых продуктов — хлеба, круп и сахара, изменились в пределах 1%, а цены на трубные ПЭ сохранены на уровне марта и ниже, чем в декабре 2021 года.

Часть производителей упаковки также сохранили цены готовой продукции, однако некоторые производители пленки для транспортной и промышленной упаковки, скотча, упаковки кондитерской и снековой продукции повысили цены в оптовом канале или ритейле на 20–30% и более.

Безусловно, на стоимость повлияли и возросшие расходы на обслуживание иностранного перерабатывающего оборудования, закупку импортных компонентов и запасных частей. При этом производители упаковки заложили в цену инфляционные ожидания будущих периодов у переработчиков и реакцию ритейла на ажиотажный конечный спрос.

Тем не менее с учетом солидарности всей цепочки отрасли — от нефтяников до ритейла или строительства — с целью сдержать цены на конечный продукт другие участники цепочки могут выдвинуть переработчикам вопросы по обоснованности заложенной в ценах маржинальности.