На сегодняшний день доля индустриальных ЛКМ в общем объеме выпуска российской лакокрасочной продукции составляет около 30-40%. В структуре потребления данный продукт находится на втором месте — 24% от общего объема потребления. Первое место (55%) занимают материалы строительного назначения.
По словам Б. Гаевского, в настоящее время в большинстве сегментов российского рынка развернулась острая конкурентная борьба между национальными производителями и иностранными компаниями. Причем в выигрыше, как правило, оказываются зарубежные производители.
Причиной этому, в основном, служит серьезное научное, технологическое и техническое отставание отечественных производителей индустриальных ЛКМ от признанных мировых лидеров.
Зарубежные компании, в том числе в форме СП, доминируют в таких областях, как автомобильные, судовые, порошковые ЛКМ, лаки ультрафиолетового отверждения, ЛКМ для рулонного металла (койл-коутинг). В то же время, из 300 отечественных компаний в вышеназванных сегментах представлены лишь 37 российских фирм.
Общий объем производства российских индустриальных ЛКМ в 2005 году составил 200 тыс. тонн. С учетом объемов импорта и экспорта в натуральном выражении емкость российского рынка индустриальных красок оценивается в 250 тыс. тонн.
Таким образом, более трети объема потребления ЛКМ индустриального назначения покрывается за счет импорта. В 2005 году в России было импортировано 85 тыс. тонн индустриальных ЛКМ.
Импорт ЛКМ для судостроения и судоремонта в 2005 году составил более 4,5 тыс. тонн. Самыми распространенными ЛКМ стали материалы производства компании Akzo Nobel (Нидерланды). Доля компании в объемах поставок в Россию данных покрытий составила свыше 50 %. Чуть менее известными являются Hempel (Дания) и Jotun (Норвегия) — объемы их поставок находятся на уровне 20 % и 17 % соответственно.
За указанный период импорт защитных ЛКМ составил более 10 тыс. тонн. Основными импортерами этого сектора являются BASF (Германия), Teknos (Финляндия) и Akzo Nobel.
В свою очередь в 2005 году Россия экспортировала 35 тыс. тонн индустриальных ЛКМ, что составляет одну шестую от общего объема отечественного производства. По словам докладчика, экспортируются преимущественно традиционные ЛКМ специального назначения, относящиеся к категории защитных: алкидные антикоррозионные грунтовки, эмали на эпоксидной и хлорвиниловой основе. Основная доля продукции была экспортирована потребителям стран СНГ и Балтии.
Среди всех индустриальных ЛКМ на внутреннем рынке наиболее востребованными являются защитные лакокрасочные покрытия, включая койл-коутинг — 32% (80 тыс. тонн). В структуре потребления защитных ЛКМ доля импорта оценивается на уровне 20-30%. В России наиболее широко используются покрытия для рулонного металла компании BASF, занимающие около 40% объемов поставки данных материалов.
На долю ЛКМ, применяющихся в деревообработке и в мебельной промышленности, приходится 26% (65 тыс. тонн в год) от общего объема потребления. На третьем месте — 24% (60 тыс. тонн) — находятся индустриальные ЛКМ для окрашивания транспорта, включая судо- и авиастроение, автомобильное и железнодорожное машиностроение. Десятую часть рынка (25 тыс. тонн.) занимают ЛКМ для дорожного строительства.
В ближайшие пять лет, отметил г-н Гаевский, учитывая уровень и перспективы развития основных секторов российской экономики, средние темпы роста потребления индустриальных красок составят около 5-7% в год, а к 2010 году потребности рынка в данном виде ЛКМ возрастут до 320-350 тыс. тонн.
При этом растущий спрос на индустриальные ЛКМ будет по-прежнему удовлетворяться либо за счет роста объемов импортных поставок, либо за счет увеличения выпуска продукции российскими филиалами зарубежных компаний. По словам докладчика, наилучшим вариантом для российских компаний в данной ситуации станет путь сотрудничества с сильными западными компаниями, что позволит усовершенствовать качество выпускаемой продукции.