На фоне стагнации и низких макроэкономических показателей России рынок поликарбоната демонстрирует прирост. Однако отмечается падение доверия потребителя к товару, а также ужесточение конкуренции между производителями. В этой связи игроки сегмента говорят о скорой консолидации рынка

Компания INVENTRA, входящая в группу CREON, 11 декабря в Москве провела международную конференцию «Поликарбонат 2013». Партнером мероприятия выступила компания «Картли».

Санджар Тургунов, генеральный директор CREON Energy, в приветственном слове отметил, что рынок поликарбоната (ПК) уникален уже тем, что демонстрирует темпы развития выше объективных прогнозов. Однако этот рост отчасти вызван обилием некачественных листов, которые потребителям приходится регулярно заменять. Увеличение доли второсортной продукции и числа мелких производителей наносят удар как по прибыльности бизнеса в целом, так и по доверию покупателей к товару. Между тем прогнозы на 2014 г. неутешительные, но рынок, скорее всего, снова найдет внутренние источники роста. Какими они будут в наступающем году, г-н Тургунов предложил обсудить в рамках седьмой конференции по ПК.

Мощности единственного в России завода, выпускающего поликарбонат, составляют 65 тыс. т в год, в настоящее время они загружены на 100%, как сообщил Айдар Валитов, главный инженер завода «Поликарбонат» предприятия «Казаньоргсинтез». Завод выпускает поликарбонат торговой маркой Greentower по бесфосгенной технологии японской корпорации Asahi Kasei Corporation, которая позволяет производить полимер с любым индексом расплава в пределах от 2 до 65 г/ 10 мин. В линейке выпускаемой продукции - 46 марок ПК, в том числе марки с высокой, средней, низкой и очень низкой вязкостью, которые предназначены для изготовления оптических носителей информации. Производительность предприятия в 2012 г. была на уровне 65 тыс. т поликарбоната, за 11 месяцев 2013 г. КОС выпустил порядка 61 тыс. т. В структуре производства более 70% занимают экструзионные марки, оставшаяся часть - литьевые. Однако это распределение достаточно гибкое и полностью зависит от поступающих заказов. Кроме того, ежемесячно предприятие экспортирует около 1-1.5 тыс. т поликарбоната.

На заводе имеется свой научный центр, где ведутся разработки по получению окрашенной марки ПК для производства бутылей для питьевой воды методом экструзионно-выдувного и инжекционно-литьевого формования, а также трудногорючих марок ПК без потери прозрачности и марок ПК, наполненных АБС и стекловолокном. Более того, предприятие тесно сотрудничает с Институтом пластмасс по вопросам создания листового атмосферо- и абразивостойкого ПК для авиационной промышленности. Отдельно докладчик выделил экструзионную УФ-стабилизированную марку с повышенным содержанием внутренней смазки, которая позволит изготовить сотовый или монолитный лист с более высокими прочностными характеристиками при меньших затратах электроэнергии.

В 2013 г. рынок листового поликарбоната увеличился на 4 тыс. т, достигнув объема в 74 тыс., из которого 35 тыс. т приходится на сотовые 4-мм листы. Прирост вызван, главным образом, за счет роста продаж монолитного листа, как сообщил Андрей Лапин, генеральный директор компании «Кронос». По его мнению, темп сохранится на уровне 5% и в дальнейшем. Однако новым драйвером роста может выступить интеграция с рынками Беларуси, Украины и Казахстана. Экспорт в эти страны в 2013 г. превысил 1.2 тыс. т.

Емкость рынка монолитных листов достигает приблизительно 5 тыс. т в год. Так что в целом рынок считается потребительским, так как строительный сектор пока еще не готов повсеместно использовать ПК из-за отсутствия разрешительных документов, позволяющих его включать в проекты.

Гендиректор компании «Кронос» отметил, что рынок поликарбонатных листов находится в стадии зрелости. Как показал анализ деятельности девяти крупнейших производителей листов ПК с 2009 по 2012 гг., инвестиции в оборудование сократились, наблюдался рост краткосрочных кредитов, что привело к снижению ликвидности и повышению рисков неплатежей. По рынку наметилось снижение рентабельности, за четыре года выручка увеличилась в два раза, а прибыль только в 1.3 раза. Для дальнейшего развития необходимо делать упор на более востребованный потребителем товар - цветные листы и утяжеленные 4-мм листы. По мнению г-на Лапина, на рынке будет происходить консолидация игроков, и вполне вероятно, что из сегодняшних 30 производителей листов ПК останется один крупный и 2-3 средних.

Такая тенденция будет вызвана необходимостью новых инвестиций в оборудование, электричество и цеха, что при низкой доходности далеко не все смогут себе позволить. «Логично было бы создавать цепочки, включающие все звенья поставщиков от сырьевиков до дистрибьюторских сетей и логистических компаний. Тогда сойдет на нет политика покупать сырье сразу у 2-3 поставщиков, а контракты на поставку поликарбоната будут заключаться сроком хотя бы на год. Кроме того, возможно возникновение объединений в маркетинговых и рекламных целях», - считает г-н Лапин, который добавил, что «когда рынок зрелый, и потребитель хорошо разбирается в товаре, производителям приходится быть очень креативными».

На вопрос Татьяны Андреевой, первого заместителя генерального директора Института пластмасс им. Г.С.Петрова, о возможности выпускать листы ПК с абразивостойким покрытием представитель «Кроноса» пояснил, что себестоимость такого материала будет слишком высокой для потребителя, так это не серийное производство, а адресное. Выпуск возможен только под конкретный государственный заказ, как например, выпуск нового аппарата РРК «Энергия» по поручению Президента России.

Следующий докладчик, генеральный директор «КМСИ» Владислав Трофимов, также признал, что рынок насыщен, производители занимаются оптимизацией своих предприятий и пытаются перетянуть клиентов у конкурентов. Возможно, рынок стоит на пороге цикла поглощений, доходы стагнируют, а расходы растут. По мнению г-на Трофимова, чтобы остаться на плаву нужно совершенствовать базовые услуги и проводить диверсификацию производства, которая, скорее всего, выявит проблемы в управлении компаниями в целом.
Относительно успехов «КМСИ» гендиректор поделился, что в 2012 г. было реализовано порядка 4.4 тыс. т сотовых листов ПК, в 2013 г. этот показатель должен достигнуть 5.1 тыс. т, на 2014 г. в планах заявлено 6.7 тыс. т.

Сельскохозяйственный сектор уже насыщен. Альтернативными драйверами роста рынка поликарбонатных листов должны стать промышленность и строительная отрасль, которые пока ввиду низких макроэкономических показателей не демонстрируют свой потенциал в полном объеме, отметил Антон Дебабов, эксперт, представляющий интересы Ассоциации производителей и продавцов поликарбоната. Однако принимая во внимания недавнее заявление В.В. Путина относительно необходимости развития химической отрасли, есть вероятность, что на рынке поликарбоната в ближайшие два года будут введены стандарты качества и другие нормативные документы, которые станут импульсом для использования ПК материалов в строительстве.

Экспансию иностранной высокомаржинальной продукции на отечественный рынок в связи с вступлением России в ВТО эксперт считает негативным фактором. Ввозится качественная продукция, которая отнимает потребителей у отечественных производителей, чей низкомаржинальный продукт вряд ли будет иметь аналогичный спрос на европейском рынке. К тому же в Европе сам ПК стоит дешевле, чем в России.

Другая проблема связана с утилизацией материала. По подсчетам через 5-6 лет порядка 30-40 тыс. т полимера будет уходить в мусор, и крупным производителям необходимо подумать о дальнейшей переработке своей продукции. Между тем формирование сектора переработчиков ПК листов в конструкции г-н Дебабов отнес к положительным тенденциям. По его мнению, именно эти компании будут задавать основные тренды развития рынка ПК в ближайшие годы, так как им не все равно, какие листы покупать. Начнется сегментация рынка по качеству. Возникновение такого рода переработчиков вызвано двумя факторами: мировой опыт и появление крупных строительных объектов в России (стадионы для зимних Олимпийских игр 2014 и Чемпионата мира по футболу 2018). Архитекторами началось осмысление материала как строительного. Следующим этапом должно стать понимание преимуществ ПК в плане экоустойчивости и экологичности.

В период с 2002 по 2010 гг. изделиями из монолитного поликарбоната (телефонные кабины, урны, скамейки, носители рекламной информации) были оборудованы перроны Курского вокзала Москвы и вокзалы железнодорожной линии Москва-Мытищи. Однако в строительной отрасли данный материал пока освоен в недостаточном объеме, сообщила Ирина Румянцева, заведующая лабораторией теплозвукооизоляции и микроклимата зданий ГУП «НИИМосстрой». Шумозащитные экраны из монолитного ПК, которые широко применяются за рубежом, начинают появляться в Москве. Следует ожидать, что в связи с бурным развитием московского дорожного строительства объем их применения значительно возрастет. Кроме того, г-жа Румянцева добавила, что структурные листы из поликарбоната производства рекомендованы ГУП «НИИМосстроем» к рассмотрению экспертной комиссией по инновационным технологиям и техническим решениям Департамента градостроительной политики г. Москвы для включения в Реестр новой техники, применяемой в строительстве (реконструкции) объектов городского заказа Москвы.

Стандарт по поликарбонату может появиться уже во втором полугодии 2014 г. в связи с пристальным вниманием к полимерной отрасли со стороны государственных властей, которые ищут пути импортозамещения ввозимого в страну объема полимеров, отметил Андрей Лапин. По словам г-на Дебабова, Ассоциацией производителей и продавцов поликарбоната уже достигнута договоренность о том, что именно будет внесено в документ, как и кем. Выбраны ключевые компании, которые непосредственно займутся написанием стандарта, и определен человек, который будет за это отвечать.

В рамках круглого стола участники конференции поделились результатами работы в уходящем году. Так, учредитель компании «Полиарк» Владимир Сметанин отметил, что компания работает на юге России, где, как считается, лучший рынок сбыта, но на самом деле «бизнес идет ровно, прогнозируемо и расчетливо». Рост не более 10%. Алексей Завьялов, главный технолог «Лихославльского завода «Светотехника», рассказал, что производство работает на импортном поликарбонате. В основном используют марки для литья под давлением (50-100 т в год), около 10% - листы.

Генеральный директор компании «Инновационные технологии» Алексей Гуськов сообщил, что их компания является нишевым производителем, занимается выпуском CD-дисков. Серьезное падение в сегменте произошло в 2005-2006 гг., когда DVD формат вытеснил CD. Также уход контента на нефизические носители – интернет – существенно сократил рынок. Компания работает только на импортном сырье, объем ее потребления составляет примерно 300 т в год. Весь сегмент занимает порядка 3 тыс. т. Любовь Русакович, коммерческий директор компании «Экструзионные линии» отметила, что в целом в 2013 г. наблюдается небольшой прирост, однако ввиду появления ряда крупных конкурентов с каждым годом работать все тяжелее, также сказывается сезонность бизнеса.

О рынке пищевого ПК рассказал Андрей Купцов, генеральный директор концерна «Живая вода». Емкость рынка ПК для бутылей оценивается в 3.5 тыс. т в год. У завода шесть производственных линий, работающих на импортном сырье. В то же время ведется работа по получению бутылочного поликарбоната с «Казаньоргсинтез». В перспективе вероятен частичный переход на российское сырье. В общем в сегменте - тенденция к увеличению, особенно по регионам. Однако чувствуется конкуренция с ПЭТФ-тарой, доля которой на рынке составляет порядка 15-18%. Марат Галиуллин, руководитель направления защитные пленки «Данафлекс-нано», рассказал о сегменте защитных пленок для поликарбоната. По результатам трехлетней работы эксперт отметил, что крупные производители начали задумываться о брендировании своего товара и выбирают пленки с печатью.

Совокупное потребление гранулированных и жидких концентратов для ПК в первом квартале 2013 г. составило около 40 т в месяц. Из них на долю жидкого концентрата, который применяется для окрашивания сотового и монолитного листа ПК, приходилось порядка 25%, сообщил Дмитрий Косицкий, ведущий специалист проекта компании «Барс-2». На российском рынке из иностранных производителей гранулированных концентратов представлены компании Clariant (50% импорта), Kafrit и Tosaf. Жидкие концентраты поставляют примерно в равных долях REPI, Clariant, ColorMatri. Также докладчик рассказал о концентратах добавок и жидких концентратах марки «Баско», выпускаемых компанией «Барс-2».

Характеристики материала, такие как УФ-стабилизация и т.п., должны быть визуализированы. Иначе потребитель никак не может проверить их наличие. Либо на продукцию должны быть нанесены штрих-коды, сканирование которых позволит мгновенно узнать все составляющие материала, считает Владимир Мелкумов, руководитель «МеталлопластСервис».

В своей презентации г-н Мелкумов рассказал о поликарбонатных трубках, применяемых в качестве защитного корпуса люминесцентных светильников.

«Сегмент частного потребления насыщен. Дальнейшее развитие рынка возможно при спросе на материал со стороны строительной отрасли. Однако для этого необходима нормативно-правовая база, а также обеспечение высокого качества своей продукции производителями.

Таким образом, выход на строительный рынок станет возможным при объединении усилий производителей листов и поставщика сырья», подводя итоги конференции, констатировала генеральный директор INVENTRA Анна Даутова.