Госкорпорация «Ростехнологии», объединяющая вертолетные, двигателестроительные и автомобилестроительные активы страны, совместно с иностранным партнером решила заняться шинным бизнесом, передает ExpertOnline со ссылкой на сообщение корпорации.

Госкорпорация и группа компаний Pirelli & C. SpA (Pirelli, Италия) подписали протокол о намерениях по созданию совместного предприятия (СП) по производству и реализации автомобильных шин. Как говорится в сообщении корпорации, переговоры сторон будут идти до 30 сентября этого года, однако уже известно, что в новом СП Pirelli будет отвечать за разработку бизнес-стратегии и управление рабочим процессом. Предполагается, что предприятие будет производить шины для легковых автомобилей, легких и тяжелых грузовиков, а также выпускать металлокорды для усиления шин и автомобильных фильтров. А продукция СП будет предназначаться для рынка России и стран СНГ.

По словам генерального директора РТ Сергея Чемезова, слова которого приводятся в сообщении корпорации, совместное предприятие будет основываться на взаимном стремлении обеих сторон реализовать проект, имеющий значительные промышленные перспективы, сосредоточив производство и продажи на территории России и стран СНГ. «Мы убеждены, что, вступая в партнерство с иностранными компаниями, самостоятельно сможем принимать решения более мобильно», – добавил Чемезов. «Данный протокол о намерениях стал первым шагом к промышленному присутствию группы в России, стране, с которой нас связывает многолетнее деловое сотрудничество и которая в ближайшее время станет одним из важнейших автомобильных рынков в мире», – прокомментировал это событие председатель совета директоров Pirelli & C. SpA Марко Провера.

В 2007 году предприятия шинной промышленности России выпустили 11,8 млн шин для грузовых автомобилей (106,8% к уровню 2006 года) и 29,3 млн для легковых автомобилей (106,5%). Эти успехи, по мнению специалистов Минпрома, во многом обусловлены реконструкцией производства на ряде предприятий. При этом ежегодно российский рынок шин растет на 10–15% как в денежном, так и в натуральном выражении, а отечественные производители достойно выдерживают конкуренцию с зарубежными компаниями только в производстве грузовых шин и покрышек для сельскохозяйственной техники, явно уступая им позиции в сегменте автомобильных шин класса премиум (шины стоимостью от 100 долларов за штуку), где сосредоточена львиная часть денег этого рынка.

Единственный перспективный отечественный игрок на этом рынке – Amtel-Vredestein (AV, его самое крупное подразделение – шинный комплекс «Амтел-Поволжье» может выпускать в год до 3,3 млн штук шин класса премиум) находится в глубокой депрессии. Накопив в результате реализации беспрецедентной для России инвестиционной программы и сделок по поглощению конкурентов долгов на 779 млн долларов (итоги 2007 года), AV сейчас ведет переговоры об объединении со своим конкурентом – дочерней компанией нефтехимического холдинга «Сибур» «Сибур – Русские шины», которая, со своей стороны, также пока пребывает в процессе реструктуризации. Расширить свое присутствие в премиальном сегменте сейчас пытается принадлежащая нефтяной компании «Татнефть» «Нижнекамскшина» (НКШ) – еще в 2003 году по технологии и на оборудовании той же Pirelli здесь наладили выпуск легковых радиальных шин Kama Euro. Однако максимальный объем выпуска таких шин на НКШ составляет всего 2 млн штук в год, удовлетворяя фактически потребности в них только поволжского рынка.

Тем временем по мере дальнейшей автомобилизации россиян зарубежными машинами спрос на шинную продукцию класса премиум будет только возрастать. За последние три года иностранные производители Michelin и Nokian уже успели построить и запустить в России собственные заводы по производству покрышек. В 2007 году, по словам генерального директора Nokian Tyres в России Андрея Пантюхова, его компания удвоила мощности во Всеволожске, доведя их до четырех млн шин в год. Причем продажи Nokian в России по итогам первых девяти месяцев 2007 года выросли на 52%, превысив показатели в Скандинавии. А ее розничная сеть Vianor в России насчитывает около 130 точек и уже превосходит по размерам AV-TO Amtel-Vredestein. В планах Nokian Tyres довести свои мощности в России к 2011 году до 10 млн шин в год. В этой ситуации, очевидно, и «Ростехнологии» решили успеть запрыгнуть в «шинный» поезд.