сибур

СИБУР пытается убедить правительство дать субсидии для переработки сжиженных углеводородных газов (СУГ), обещая в таком случае увеличить мощности будущего Амурского газохимического завода в полтора раза. Компания готова закупать СУГ с Амурского ГПЗ «Газпрома», с которого уже договорилась приобретать этан. Собеседники на рынке и аналитики считают, что расширение АГХК будет иметь высокие риски, а его реализация возможна только в случае субсидирования переработки СУГ за счет отрицательного акциза или повышения экспортной пошлины, а консенсуса по подобным решениям в правительстве пока нет.

СИБУР может расширить мощность планируемого Амурского ГХК (АГХК), если правительство введет обратный акциз на СУГ, а «Газпром» согласится поставлять сырье с Амурского ГПЗ. Как сообщил глава нефтехимического холдинга Дмитрий Конов, СИБУР уже ведет соответствующие переговоры с монополией, которая «достаточно конструктивно настроена». До сих пор предполагалось, что на АГХК будет перерабатываться около 2 млн тонн этана в год с Амурского ГПЗ, который строится «Газпромом» для очистки газа для поставок в Китай по газопроводу «Сила Сибири». В прошлом году компании подписали контракт на поставку сырья на 20 лет. «Газпром» собирался производить на Амурском ГПЗ 1,6 млн тонн СУГ в год и экспортировать их.

По словам Дмитрия Конова, пока проект СИБУРа, запуск которого намечен на 2024 год, предполагает переработку 1,5 млн тонн этилена в год и может быть расширен на 500 тыс. тонн этилена и примерно столько же пропилена в год «в зависимости от того, на какие объемы с "Газпромом" сможем договориться». Топ-менеджер уточнил, что выпускаемая продукция пойдет в основном на экспорт. Дмитрий Конов отметил, что возможная смена конфигурации завода не повлияет на сроки принятия инвестрешения (ожидается до конца 2019 года). Компания параллельно прорабатывает с лицензиарами пиролиза две конфигурации комплекса — только на этане или на этане и СУГ. Текущая стоимость Амурского ГХК оценивается в $7–8 млрд.

В феврале Дмитрий Конов говорил, что принять инвестрешение по Амурскому ГХК поможет введение обратного акциза на этан, который сейчас существует только для нафты. С этим правительство уже практически согласилось — такой вариант прописан в «дорожной карте» по развитию нефтегазохимического комплекса до 2025 года, утвержденной 14 марта. Что касается СУГ, то пока решение не принято. Рассматривается вариант повышения экспортной пошлины на СУГ, для того чтобы полученные за счет этого дополнительные доходы бюджета направить на выплату обратного акциза переработчикам СУГ. Речь фактически идет о перераспределении маржи от экспортеров СУГ в пользу переработчиков — в контексте Амурского ГПЗ, от «Газпрома» к СИБУРу. В компаниях отказались от комментариев. Между тем в октябре 2018 года заместитель главы управления «Газпрома» Сергей Шкуро высказывался за обнуление пошлины на СУГ с Амурского ГПЗ.

Источник на рынке отмечает, что к расширению объемов Амурского ГХК на СУГ есть ряд вопросов. Так, переработка СУГ изначально дороже, чем этана. Кроме того, СИБУР не сможет перерабатывать оба вида сырья на одной линии ГХК, так как пока в мире нет технологий по пиролизу такой мощности (текущий максимум — 1,8 млн тонн этилена). А если строить для СУГ отдельную линию, пропадает эффект масштаба, говорит собеседник “Ъ”. С учетом возможного снижения цен на нефть в будущем, которое сделает более конкурентоспособными уже введенные в мире заводы по пиролизу нафты, размер капитальных вложений в такое расширение АГХК «будет критически важным параметром».

Проект расширения АГХК на основе СУГ вполне реален, строительство дополнительных мощностей на 1 млн тонн по олефинам в год на амурской площадке будет на 10–20% дешевле реализации аналогичного проекта «в чистом поле», говорит Дмитрий Акишин из Vygon Consulting. Он отмечает, что СУГ, в отличие от этана, рыночный товар, поэтому переговоры по цене сырья между «Газпромом» и СИБУРом смогут пройти гораздо быстрее. «Тем не менее рыночные риски (волатильность цен, перспективы роста спроса) остаются значительными»,— говорит эксперт. Он обращает внимание, что если «вопрос поддержки этановой химии практически решен, то готово ли государство предоставить субсидию по СУГ, будь то обратный акциз или пересмотр формулы пошлины (который затронет всех производителей СУГ),— это пока вопрос открытый». По мнению Дмитрия Акишина, расширение АГХК может увеличить объем несырьевого экспорта на $1 млрд в год и потенциальная субсидия на СУГ может быть возвращена бюджету через будущие налоговые отчисления предприятия.