Агентство Reuters в конце прошлой недели передавало, что трейдеры сообщают о возможных поставках Сирии через Керчь (азовско-черноморский порт Крыма) до 200 тыс. тонн СУГ, используемых в основном в коммунально-бытовой энергетике Сирии. Эта страна недавно объявила тендеры на закупку СУГ по 10 - 20 тыс. тонн в месяц.

СУГ поставлялся в Сирию транзитом через Турцию до декабря 2014 г. включительно. СУГ и нефтепродукты поступали в Сирию в основном морем, через сирийский порт Банияс.

Что касается возможных российских поставок сжиженных углеводородных газов, отмечается, что для них будут задействованы недозагруженные терминалы в порту Керчь: "ТЭС-Терминал" (мощностью 720 тыс. тонн/год) и "ЮВАС-Газсервис" (до 600 тыс. т/год).

По оценкам Reuters, экспорт СУГ из РФ составил 5,2 млн тонн в 2014 г. В Венгрию и Турцию –  1,1 млн т и 330 тыс. т соответственно. Другие крупные импортеры – Голландия (347 тыс. т), Финляндия (855 тыс. т) и Польша (914 тыс. т).

Российские нефтепродукты – доминирующая часть торговли между Россией и соседним с Сирией Ливаном. В связи с чем, ряд экспертов полагают, что эта продукция поступает в Сирию и через Ливан. Посол Ливана в РФ Шауки Бу Нассар заявил в середине июня этого года, что «объем ливанско-российской торговли составляет 500 млн долл. Из этой суммы 485 млн приходится на экспорт из РФ нефтепродуктов».

Основные месторождения природного газа в Сирии пока контролируются исламистскими боевиками. Французский эксперт Франсис Перрен (Francis Perrin) недавно отметил в «Atlantico», что «на фоне недавних «завоеваний» Пальмиры, на востоке Сирии и у Хомса, под контролем «ИГ» находится значительная часть сирийского производства газа. Факт обладания несколькими газовыми месторождениями подтверждает, что сирийское государство сдало позиции».

Важная роль этих ресурсов отмечена 17 июля 2015 г. информагентством «Сирия сегодня»: «...На востоке провинции Хомс находятся нефтяные и газовые месторождения. Сирийское правительство крайне заинтересовано в возвращении их под свой контроль».

Эксперт Центра изучения Кавказа, Поволжья и стран Центральной Азии Института востоковедения РАН Андрей Арешев пояснил RCC, что «крымские порты требуют существенной дозагрузки наливными и другими грузами. Поэтому планы «углеводородного» экспорта из РФ могут включать крымско-черноморское направление. Тем более что, как отмечалось на недавней конференции «Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург», Новороссийский порт сильно перегружен».

Относительно географии поставок в Сирию нефтегазовой продукции, инженер-экономист Закхей Дангир (г. Алеппо, Сирия) уточнил RCC, что «сравнительно спокойными в стране пока остаются порты Латакия, Тартус и Банияс. В Тартус и Банияс нефть перекачивалась из Ирака, она перерабатывалась на НПЗ в Баниясе и Хомсе - примерно по 5,5 млн т нефтепродуктов в год. Но «трансиракский» путь фактически перекрыт. Поэтому морской ввоз нефтегазовой продукции, включая сырьевую, в эти порты – единственно реальный маршрут».