За период работы ОАО «РЖД» было погружено 7 млрд тонн каменного угля, из них на экспорт 3,2 млрд тонн. С 2016 года доля экспорта превышает 50% общей погрузки, рассказал на форуме Группы CREON «Уголь» Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры.
В 1995 году каменный уголь был отнесен к первому (самому дешевому) тарифному классу для расчета железнодорожного тарифа. С середины 90-х годов XX века на железнодорожном транспорте действует институт специальных тарифных условий (спецставки, КИТы) на экспортные перевозки каменного угля (энергетического, бурого, коксующегося).
В 2003 году был введен новый прейскурант № 10-01, в котором были установлены специальные тарифные условия на дальность свыше 3,3 тыс. км. В 2003 году действовала 21 спецставка в направлении 19 погранпереходов. Спецставки действовали с Западно-Сибирской, Северной и Восточно-Сибирской железных дорог.
С 2005 года тарифные преференции стали распространяться на приватные вагоны и порожние пробеги.
Средняя дальность внутрироссийских перевозок каменного угля – 1 100 км. Средняя дальность экспортных перевозок каменного угля – 4 300 км.
За период с 1 сентября 2003 г. по 30 июня 2025 г. угольная отрасль получила поддержку от железнодорожников в размере 2,9 трлн руб.
В случае возвращения понижающего коэффициента на дальность необходимо прописать формулу взаимной поддержки, отмечается в телеграм-канале CREON Conferences.
