Казахстан с новым планом развития и с новым партнером
RUPEC продолжает следить за бурным развитием химической отрасли в Казахстане. На прошедшей неделе там утвердили комплексный план по развитию крупнейших нефтегазовых и нефтегазохимических проектов на 2023-2027 год.
В документ вошли 20 значимых проектов в нефтегазовой отрасли, нефтегазопереработке, а также нефтегазохимии с ожидаемым объемом инвестиций $37,3 млрд.
Параллельно госкорпорации страны продолжают активно привлекать международных партнеров. На этот раз "Казмунайгаз" провел серию переговоров с испанской инжиниринговой компанией Tecnicas Reunidas. Во-первых, ее услуги понадобились на проекте полиэтиленового производства. Во-вторых, она будет разработчиком проектной документации для нового аммиачно-карбамидного комплекса в Актау.
Новые законодательные инициативы под конец года
А в России середина декабря оказалась богата на законодательные инициативы.
Для начала обратим внимание на законопроекты, уже попавшие в Госдуму. Об открытии портов для хранения и перевалки жидких удобрений писали ранее.
Паралельно законодатели рассматривают закон, направленный на закрепление мер стимулирования приобретения российской промышленной продукции при реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой. В нем существенное внимание уделено химической продукции. Документ предусматривает создание системы цифровых паспортов промышленной продукции, а также ее реестра.
Несколько инициатив появилось в кабмине. Из интересного, Минобрнауки РФ запустило программу развития химического, физического, математического и биологического образования. Концепцию каждого направления разработают в научно-методических центрах. Для химического направления им стал Российский химико-технологический университет (РХТУ) им. Менделеева.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России продолжает попытки внедрить нерыночное регулирование цен в нефтегазохимии. На этот раз служба предложила распространить требование регистрации внебиржевых договоров на ортоксилол нефтяной, толуол нефтяной, стирол, фенол синтетический технический, бензол, полиэтилентерефталат, прямогонный бензин, твердый и жидкий нефтяной парафин.
В службе полагают, что это поможет борьбе со спекуляцией. Однако надо понимать, что, в отличие от рынка топлива, на рынке нефтехимического сырья цены гораздо сильнее подвержены влиянию рыночной конъюнктуры, и спекуляций в прямом смысле этого слова здесь ранее не отмечалось.
Новые ставки экосбора вне логики реформы?
Но наиболее острым остается вопрос ставок экосбора в рамках нового механизма расширенной ответственности производителей (РОП). После жаркой дискуссии Российский экологический оператор (РЭО) собрал большую пресс-конференцию, но суть его ответов осталось прежней: серьезного повышения цен из-за новых ставок не ожидается, все опасения надуманы. При этом не только Минпромторг, но и Минсельхоз направил свои замечания, не согласившись с предложенным постановлением о ставках.
14 декабря на портале для размещения проектов официальных документов завершилось его общественное обсуждение. Мелкие изменения в документ были внесены. Например, для прозрачного ПЭТ был установлен повышающий коэффициент не 2, а 1,5. Однако, к сожалению, несмотря на все возражения, сущностных изменений не последовало.
Документ по-прежнему вступает в противоречие с логикой всей экологической реформы, а иногда и противоречит своей же пояснительной записке. Так, на все категории полимерной упаковки, независимо от материала, сложности его переработки, наличия предприятий по переработке, количества циклов переработки и востребованности на рынке вторсырья, установлена единая ставка – 12388 р.
Более того, она одинакова как для мономерной упаковки, так и для комбинированной полимерной упаковки, хотя первая однозначно проще в сборе, сортировке и переработке. И даже повышающие коэффициенты для многих видов полимерной упаковки установлены одинаковые, независимо от материалов.
При этом для бумаги и картона ставка установлена в три раза ниже и без повышающих коэффициентов, хотя в пояснительной записке к этому же постановлению отмечена и сложность извлечения, и низкое число циклов переработки бумажной упаковки (для некоторых видов – не более 1), несопоставимое с полимерной упаковкой.
Сейчас документ находится на этапе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия. После этого он должен поступить в правительство на рассмотрение. Остается надежда, что на этом завершающем этапе у Минпромторга и Минсельхоза будет возможность высказать свои возражения повторно и добиться пересмотра документа.
Представители Российского экологического оператора приняли участие в сессии по полимерам на форуме «Полимеры России 2023». Заместитель руководителя департамента РОП РЭО Гусен Ибрагимов рассказал о ходе реформы расширенной ответственности производителей (РОП), перечне нормативных актов после принятия законов.
Минсельхоз РФ направил письмо в Минприроды, где прямо пишет, что новый подход к формированию ставки экосбора не может поддержать концептуально, так как значительное увеличение суммы экологического сбора (с учетом предлагаемых базовых ставок и коэффициентов) не имеет под собой экономического обоснования.