1986_газ

Биржевые цены на газ в Европе в первый месяц лета были достаточно неустойчивыми, находясь в плену самых разных факторов.

Во второй половине июня они ускорили рост до 17% и превысили отметку в $400 за 1 тыс. кубометров.

Напомним, относительно недавно стоимость голубого топлива доходила и до $560. Все это говорит о том, что ситуацию на рынке энергоносителей Старого Света трудно назвать нормальной.

 Спекулянты отрабатывают новостную повестку

Нужно понимать, что за процессом формирования стоимости газа часто стоят профессиональные игроки. И они в нужные им моменты обращают внимание на факторы, говорящие о снижении спроса на газ. Это, например, изменения погоды (когда температуры близки к норме, нет необходимости массово включать кондиционеры).

И тогда цены на газ на европейском рынке идут вниз. Затем появляется следующая новость: ветряки работают плохо, происходят частые ремонты, надвигается жаркая погода. Соответственно, будет мало воды для электростанций, не будет хватать электричества для тех же кондиционеров. И профессиональные трейдеры играют на повышение цены.

Кстати, в последнем случае в копилку поводов для роста цены добавилась новость о том, что Нидерланды готовы окончательно закрыть месторождение Гронинген. Это случится уже осенью следующего года, хотя изначально рынок предполагал, что оно еще поработает.

Статс-секретарь правительства Нидерландов в области климата Ханс Вейлбриф отметил, что страна не будет испытывать дефицита газа после закрытия месторождения благодаря импорту голубого топлива из США, Норвегии и Катара. И добавил, что власти Нидерландов планируют разработать меры по привлечению компаний к разработке новых газовых месторождений. Однако цены все равно отреагировали ростом, пишет itek.ru.

Еще одной причиной повышения цен стала информация о том, что китайская экономика имеет достаточно неплохие шансы на рост. Это означает, что промышленности Поднебесной потребуется больше объемов топлива и начнется борьба за СПГ.

И пусть мнения о динамике китайской экономики достаточно серьезно отличаются и коридор прогноза колеблется от 4% до 6%, это все равно достаточно много, чтобы обеспечить дефицит газа на рынке.

Ждем у моря погоды

Что касается прогнозов цен на природный газ в ближайшей перспективе, то тут очень многое зависит от Китая и от погоды. Будет жаркое лето и растущая китайская экономика – цены подскочат вверх. Не оправдаются эти прогнозы – следовательно, стоимость топлива останется примерно на текущих уровнях.

Причем важна погода не только в Европе, но еще и в Америке, и в Азии. Если в США будут морозы, то объемы СПГ на продажу для Европы резко сократятся, он будет востребован на внутреннем рынке. Если морозы ударят в Китае, то Пекин начнет массовые закупки газа по всему миру, и Европе придется втридорога платить за нужное количество топлива.

Кстати, наступившее лето в Старом Свете многие метеорологи называют одним из самых теплых за всю историю метеонаблюдений. При этом точных прогнозов о наступающей зиме сезона 2023/2024, конечно, сейчас нет. Но вероятность того, что она окажется аномально теплой, как предыдущая (позволившая пережить холодный сезон без серьезных потрясений с точки зрения влияния на экономику и социальную жизнь), все-таки достаточно невелика.

Есть и еще один нюанс. Общественность успокаивают тем, что в европейских хранилищах накоплено много газа. Но нужно понимать, что достаточно серьезная доля этого топлива закупалась еще в те времена, когда тысяча кубометров стоила около $2 тыс.

И если скинуть эти объемы на рынок при текущей стоимости, то владельцы данных объемов понесут значительные убытки. И они заинтересованы в том, чтобы минимизировать свои финансовые потери. Хотя понятно, что при существующей конъюнктуре рынка заработать точно не удастся, но такую задачу никто не отменял, это бизнес.

При этом международные рейтинговые агентства, в частности Fitch, выпустили прогноз, согласно которому спотовые цены на газ в Европе на 2023 и 2024 годы по индексу TTF снизятся до $12 и $10 за 1 тыс. кубических футов ($423,6 и $353 за 1 тыс. кубических метров).

По мнению экспертов Fitch Ratings, это объясняется тем, что мировые поставки СПГ вырастут в среднесрочной перспективе (в том числе благодаря наращиванию инфраструктуры по приему СПГ в Европе), а уровень запасов природного газа в хранилищах достаточно высок.

Призрачные альтернативы

Способна ли Европа полностью заместить российский газ? Данный процесс идет. В прошлом году Старому Свету очень повезло: и зима была теплая, и Китай сидел на самоизоляции, резко сократив потребление, чего не было очень и очень давно. То есть было все идеально.

Однако ситуация меняется очень быстро. И уповать только на энергию, получаемую из возобновляемых источников, крайне недальновидно. Сегодня доля электричества, вырабатываемого с помощью ветряков в Европе, в общем европейском энергобалансе колеблется от 5% до 30%. Важно и то, что подобные колебания могут происходить буквально в течение нескольких дней.

Надеяться на то, что Евросоюз успеет оперативно разработать какие-то гигантские аккумуляторы энергии, о чем там тоже постоянно говорят, – весьма недальновидно. Все это только в теории (как и водород, который они собираются использовать).

Заместить наш природный газ Европа, конечно, сможет. Но то, что это будет долго и дорого, – практически аксиома. А в итоге мы уже сейчас наблюдаем и негативный социальный фон, и проблемы с европейской промышленностью.

Химическая, металлургическая и ряд других отраслей нуждаются в больших объемах дешевой энергии, и сейчас европейский бизнес вынужден либо закрывать предприятия, либо переносить их в другие страны, где энергия дешевле.

Понятно, что Евросоюз намерен развивать высокотехнологичные отрасли, которые не требуют много энергии в чистом виде, но одними только высокими технологиями ВВП не поднять и рост экономики не обеспечить.

В итоге для Европы переориентация на СПГ и другие виды энергоносителей выглядит как палка о двух концах. Удар одним концом по экономике и социальной сфере может серьезно перевешивать плюсы другой стороны этой "палки" – от "зеленой" энергетики и политического отказа от дешевого российского трубопроводного газа.