Со следующего года вступает в силу запрет на оборот топлива ниже стандарта «Евро-5». Но из-за угрозы дефицита топлива обсуждается возможность продлить срок использования «Евро-4», рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и подтвердил высокопоставленный чиновник. Какую отсрочку получат нефтяники, пока неизвестно, вопрос изучается, говорит высокопоставленный чиновник. Года мало, возможно, на несколько лет, полагает другой чиновник.
Минэнерго пока не комментирует этот вопрос. Министерство изучает риски, связанные с запретом топлива 4-го класса, и готовит предложения по их снижению, в ближайшее время они будут направлены в правительство, знает чиновник, знакомый с позицией Минэнерго.
С 2011 г. доля топлива 5-го класса увеличилась с 2 до 75%, 4-го класса – снизилась с 26 до 9%. Но к полному переходу на «Евро-5» отрасль не готова, объясняет один из чиновников. Сроки изначально были сжатые, что и заставило компании начать модернизацию НПЗ, говорит он, уже инвестированы большие средства, так что компании довершат модернизацию в любом случае.
Если есть угроза дефицита, то нужно обсуждать продление, говорит начальник управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин: ФАС еще в прошлом году выступала за продление срока оборота «Евро-3» с 2015 г.
Минфин тоже не будет возражать, говорит один из чиновников. Сегодня бюджету даже выгоднее сохранить производство бензина 4-го класса: до 2016 г. акциз для него выше, чем для «Евро-5», – 7300 руб. за 1 т против 5530 руб. Но с 2016 г. ставки унифицированы. Если будет принято решение о продлении срока оборота «Евро-4», нужно будет сохранить и разницу между акцизами, считает главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов, это выгодно бюджету.
В 2015 г. может быть произведено 33–34 млн т автобензина 5-го класса, а 4-го – около 5 млн, приводит данные Ежов. Почти у всех компаний проблем нет – на удивление все хорошо по срокам. Но не успевает выполнить план модернизации «Роснефть», она и попросила продлить сроки обращения «Евро-4», говорят чиновники.
«Такая идея обсуждается», – подтверждает представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев. Есть ли проблемы у самой «Роснефти», он не стал говорить, но отметил, что НПЗ компании и так пострадали из-за налогового маневра (снижение экспортных пошлин и повышение НДПИ). «Роснефть» просит деньги из фонда национального благосостояния (ФНБ) на модернизацию бензиновых установок, сообщало Минэнерго.
«Башнефть» вообще не выпускает «Евро-4», говорит представитель компании: около 85% – «Евро-5», есть бензин «Евро-3», но он продается в Казахстане. Все топливо «Лукойла» – стандарта «Евро-5», говорит его представитель. 93% всех высокооктановых бензинов «Газпром нефти» и 94% дизельных топлив соответствует стандарту «Евро-5», к 2016 г. будет 100%, уверяет представитель «Газпром нефти»: «Нет необходимости в продлении сроков».
Такое радужное положение у всех компаний, кроме «Роснефти», вызывает подозрение, скептичен один из чиновников: у «Роснефти» не самые лучшие по выпуску топлива НПЗ, но не может быть так велик разрыв с отраслью. Большинство НПЗ уже полностью перешли на 5-й класс при поставках на внутренний рынок, «Евро-4» производят некоторые заводы «Роснефти», «Орскнефтеоргсинтез» и «Таиф», знает Ежов. На бирже «Евро-4» в основном продают предприятия «Роснефти» – Ангарская НХК, Рязанская НПК, Ачинский НПЗ и Самарская группа НПЗ, добавляет директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Из-за запрета у них могут возникнуть проблемы, подтверждает Ежов: это связано, во-первых, с отставанием по срокам ввода мощностей для гидроочистки бензина, во-вторых, с необходимостью отказаться с 2015 г. от ММА (высокооктанового компонента) в автобензине 5-го класса. Запрет на «Евро-4» с 2015 г. может создать серьезные проблемы для всех компаний, считает Турукалов: «Роснефть» начнет закупать топливо у других компаний, недостаток ощутит весь рынок.
Из-за запрета ММА проблемы могут возникнуть не только у «Роснефти», опасается другой чиновник: компании не успевают завершить строительство установок, которые позволят производить высокооктановый бензин иным способом.
Запрет приведет к падению выпуска высокооктанового бензина, а топливо, не соответствующее стандартам, компании просто отправят на экспорт, объясняет один из чиновников: «Учитывая, что бензин часто торгуется с дисконтом к цене экспортной альтернативы, они на этом еще и заработают». Поставлять бензин 4-го класса можно, например, в Казахстан, который не вводит пока запрет на такое топливо, – это еще один довод в пользу переноса запрета и в России.