Маржинальность российских НПЗ, несмотря на западные санкции, в июне существенно превысила уровень, наблюдавшийся до начала военных действий на Украине. По сравнению с концом февраля маржа высокопроизводительных НПЗ выросла более чем в 2,5 раза. Главным образом это произошло за счет того, что сейчас из-за высоких цен на нефть заводы получают существенную господдержку, а также закупают сырье с большими дисконтами относительно мировой цены. Благодаря росту маржинальности объем переработки нефти, резко снизившийся весной, постепенно восстанавливается.
Маржинальность продаж топлива российских НПЗ стала значительно превышать показатели до начала боевых действий на Украине. Так, в конце июня маржа заводов с высокой глубиной переработки (так называемые сложные НПЗ) выросла в 2,6 раза по сравнению с февралем, до 21 тыс. руб. за тонну. Маржа простых НПЗ увеличилась в четыре раза, до 5 тыс. руб. за тонну соответственно, подсчитал «Петромаркет». Это произошло несмотря на то, что в условиях санкций за спецоперацию на Украине у российских компаний возникли проблемы с экспортом нефти и нефтепродуктов, что привело к снижению нефтепереработки в РФ.
Главные причины существенного роста маржи переработки —рост бюджетных субсидий, а также увеличение крек-спредов (разницы между стоимостью закупаемой нефти и корзиной получаемых из нее нефтепродуктов).
НПЗ ежемесячно получают два вида субсидий — возвратный акциз на нефть (его объем зависит от количества переработанной нефти), а также демпфер (его объем зависит от количества топлива, проданного на внутреннем рынке). Простые НПЗ выпускают мало товарного топлива и поэтому обычно демпфер не получают, пишет Ъ.
По оценке «Петромаркета», в июне возвратный акциз на нефть составлял в среднем 3,5–5 тыс. руб. за тонну для сложного НПЗ и 3 тыс. руб. для простого НПЗ, что на 40–50% меньше, чем в феврале. Зато демпфер на бензин и дизтопливо увеличился на 26% и 23%, до 34,9 тыс. руб. и 28,3 тыс. руб. за тонну соответственно. По оценкам «Петромаркета», совокупная доля государственных субсидий в чистой марже нефтепереработки оценивается в 78% для НПЗ с бензиновой конфигурацией и 46% для НПЗ, ориентированных на выпуск дизтоплива.
Рост крек-спредов объясняется прежде всего снижением стоимости нефти для переработки в июне более чем на 45% относительно февраля — до 25–25,4 тыс. руб. за тонну в среднем на 30 июня. Цена, которая рассчитывается по экспортному нетбэку, упала из-за укрепления рубля и существенного дисконта, с которым Urals сейчас продается к североморской Brent (около $30 за баррель в июне). Хотя оптовая цена нефтепродуктов на внутреннем рынке с февраля также снизилась, но далеко не так сильно, как цена нефти: бензины подешевели в пределах 25%, а дизтопливо — на 3–4%. Кроме того, хотя экспорт российских нефтепродуктов сейчас тоже идет с дисконтом, эти дисконты меньше, чем на нефть.
В результате в июне нефтяники увеличили поставки на НПЗ относительно мая на 8%, до 740 тыс. тонн в сутки. Это все еще на 3% ниже, чем в феврале, однако существенно лучше апрельского падения на 12% (относительно февраля). Впрочем, летом загрузка НПЗ традиционно растет на фоне более высокого сезонного спроса на топливо. По мнению источника в отрасли, предпосылок для снижения нефтепереработки сейчас нет, но все будет зависеть от ситуации с добычей и экспортом. Так, многое будет зависеть от того, как страны ЕС с декабря будут соблюдать одобренное в конце мая эмбарго на российскую нефть.
Маржа российских НПЗ в последние месяцы действительно находится на высоком уровне, считает Максим Малков из Kept, механизм демпфера позволяет получать дополнительные выплаты из бюджета в связи с высокими мировыми ценами на нефть. «Что касается уровня переработки на российских НПЗ, есть оценки, по которым прогнозируется годовое снижение,— отмечает эксперт.— Может быть, на 10%, может быть, больше». По его мнению, первичная переработка в любом случае не упадет ниже 200 млн тонн. По данным ЦДУ ТЭК, в 2021 году она составила 280,7 млн тонн.