минеральные удобрения

Российский кризис почти не коснулся прикамских химиков. Предприятия отрасли не только индексируют зарплаты, но и практически полностью сохранили дорогостоящие инвестиционные программы развития. Благополучие отрасли заключается в ориентированности предприятий на экспорт — большая часть продукции продается за рубежом, выручки хватает на покупку дорогостоящих импортных агрегатов. Тем не менее и химическую отрасль поразили отдельные симптомы кризиса: повышенные банковские ставки, неплатежи внутренних потребителей.

Химическая промышленность — одна из основных отраслей региональной экономики, пишет Ъ. По данным Пермьстата, в 2014 году предприятия отрасли произвели продукции на 211 млрд руб., почти столько же составила годовая выручка обществ, задействованных в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (218 млрд руб.). Химическая промышленность — активно развивающаяся отрасль региональной экономики: в конце года многие сектора уже снижали темпы роста из-за разразившегося в стране кризиса, но в декабре 2014 года пермские химики показали рекордные 77% роста индекса промпроизводства. Годовой показатель химиков также оказался приличным: в 2014 году отрасль произвела товаров на 23% больше, чем в 2013-м. Для сравнения: промпроизводство в 2014 году выросло лишь на 4,3%. Лучше всего себя чувствуют производители минеральных удобрений — за год их выпуск увеличился на 17,9%.

Пермские химкомбинаты в основном ориентированы на сбыт своей продукции за рубежом. Так, березниковский «Азот» экспортирует 80% производимых продуктов, губахинский «Метафракс» — 40,5%. Полученная в виде валюты экспортная выручка и есть основа нынешнего благосостояния химиков — роста выпуска продукции, реализации инвестиционных проектов, свое­временной индексации заработной платы. Управляющий директор «Азота» (входит в «УралХим) Мурад Чапаров говорит, что зарубежный рынок минеральных удобрений позволяет комбинату экспортировать весь объeм произведeнной продукции, но на предприятии считают себя социально ориентированной компанией и поддерживают внутреннего производителя. Михаил Маркин, гендиректор ОАО «Галополимер» (в холдинг входят ОАО «Галополимер-Пермь» и ОАО «Галополимер-Кирово-Чепецк») говорит, что снижение рубля благо­творно сказалось на предприятии: больше половины объемов фторопластов холдинг экспортирует, получает выручку в валюте, а расходует ее в рублях. «Мы набираем в 2015 году дополнительный персонал, увеличиваем ремонты», — говорит господин Маркин.

В то же время экономическая ситуация имела и негативные последствия для ряда компаний. Председатель совета директоров ОАО «Метафракс» Армен Гарслян отмечает, что предприятие неприятно огорчили новые банковские ставки. «Эта ситуация стала болезненной в свете того, что на этот год нами был запланирован самый крупный объем инвестиционных проектов за последние годы. Если раньше взаимодействие с банками было налажено, то сейчас все приходится начинать сначала. Идет поиск новых инструментов, проходят переговоры с различными банками, с которыми раньше „Метафракс“ тесно не работал», — рассказал господин Гарслян. Во-вторых, по его словам, просел рынок потребителей. «Ясно, что „Метафракс“ чувствителен к изменениям не только в химической сфере промышленности, но и в отраслях строительства, шинной индустрии. Большой плюс для холдинга в том, что в свое время ушли во внутреннюю переработку своей продукции: создали мощное дочернее предприятие, являющееся крупнейшим нашим потребителем. Тенденция перехода к глубокой переработке остается для холдинга основополагающей. Мы понимаем, что таким образом продукция „Метафракса“ становится менее чувствительной к колебаниям в экономике и изменениям конъюнктуры отдельных сегментов рынка. Это формирует новый уровень стабильности наших предприятий, — полагает Армен Гарслян. — В нестабильной ситуации оказались некоторые наши многолетние партнеры. Стараемся находить возможности их поддержки. Понятно, что за счет этого вытягиваем из кризиса не только их, но и себя. Можно было бы пойти по другому пути и не отпускать продукцию из-за того, что не обеспечен предусмотренный платежный режим. Что бы тогда получилось? Завтра они закрываются, а мы уменьшаем производство. Есть другой принцип — стараться вникнуть в суть проблемы, найти способ ее решить и продолжить взаимодействие. Могу сказать, что 70–80% продаж продукции „Метафракса“ приходится на предприятия с прочными партнерскими отношениями».

Производители минеральных удобрений отмечают, что их рынок сейчас находится в состоянии стагнации. «Сегодня мировой рынок минеральных удобрений находится на спаде — цены достигли своего минимума за последние пять-семь лет, поэтому маржинальность продаж упала. Тем не менее мы считаем, что предпосылки для некоторого укрепления цен на минеральные удобрения имеются. Они связаны с тем, что в странах Латинской Америки, которые являются крупными потребителями, в конце лета начинается подготовка к посевному сезону», — говорит коммерческий директор ОАО «ОХК «Уралхим» Алексей Страхов. В целом цены снизились на 20–25% относительно цен 2013–2014 годов. При этом «УралХим», владеющий в Прикамье «Азотом» и «Пермскими минеральными удобрениями», не снижает объем отгружаемой продукции. Сами химики говорят, что мировые цены, державшиеся прошлые годы, были «сверхвысокими», сейчас же они опустились до вполне приемлемого для предприятий уровня.

Все это позволяет химическим комбинатам относительно успешно проходить кризис, не снижая инвестиционных планов. По данным Пермьстата, инвестиции в обрабатывающие производства, включая химическое, в 2014 году выросли на 8,4% — до 55,5 млрд руб., за первый квартал 2015 года — на 12%. «Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, все предприятия „УралХима“ в полном объеме сохранили программу капитальных вложений и продолжат реализацию инвестиционных мероприятий», — говорит коммерческий директор ОАО «ОХК «УралХим» Алексей Страхов. При этом очевидное подорожание импортного оборудования, которое используется при реконструкции отечественных химкомбинатов, химиков не сильно смущает — они готовы тратиться, несмотря на валютные колебания. «Скачки любого плана никогда не приносят пользу бизнесу, это касается и валютных курсов. От изменения курсов валют у нас довольно сильно меняется расходная составляющая, потому что стоимость большой части закупаемого оборудования и материалов номинирована в валютном эквиваленте. Причем это касается как закупок за границей, так и закупок в России: из-за скачков курсов валют очень многие отечественные производители стали устанавливать цены в валютном эквиваленте. Однако этот фактор уравновешивается тем, что „УралХим“ получает экспортную выручку также в валюте, поэтому в целом больших рисков от колебания курса валют у нас не возникло», — отметил господин Страхов.

Решение химических компаний не сокращать инвестпрограммы вполне логичное, полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Этому способствует и конъюнктура рынка. Так, согласно данным Росстата, в 2014 году индекс производства по виду деятельности «Химическое производство» составил 100,1%, объем выпуска ключевых химических продуктов увеличился. Во-вторых, растут потребности в продукции химической индустрии. Постоянно появляются новые вещества и материалы, и для их выпуска нужно модернизировать производство. В-третьих, модернизация производства повышает конкурентоспособность предприятий, причем как на российском, так и на международных рынках, их эффективность, позволяет снизить расходы, увеличить доходность. «Ужесточение экологического законодательства, усиление наказания за причинение вреда окружающей среде тоже заставляет производителей химической продукции вкладываться в обновление производственных активов. Нет никаких сомнений в том, что этот процесс в отрасли продолжится и компании и дальше будут реализовывать инвестиционные планы», — полагает эксперт.

Что касается экономии, то, конечно же, компании, если могут, сокращают свои расходы, но делают это так, чтобы не пострадала ни текущая их деятельность, ни будущие планы, уверен господин Баранов. «Выдерживать этот баланс весьма непросто, но у компаний химической отрасли это получается. Хочется надеяться, что будет получаться у них и дальше, ведь постоянно увеличивать расходы тоже нельзя», — резюмирует он.

Председатель совета директоров «Метафракса» Армен Гарслян оптимистически смотрит на 2015 год: «По итогам первого квартала можно сказать, что мы сработали хорошо и превысили плановые показатели по выручке и чистой прибыли. Точно могу сказать, что и во втором квартале результат будет выше ожиданий. Уверен, что все финансово-экономические показатели года мы выполним».