В ходе состоявшейся 5 сентября в Москве конференции "Узбекистан после Каримова: вызовы и перспективы развития" отмечалось, что наибольший прирост населения в Центральной Азии, характерный для Узбекистана вкупе с социальными и экологическими проблемами, не позволяет существенно увеличивать объем "нефтегазовых" доходов, направляемых на повышение уровня жизни в стране. При этом, быстрее диверсифицировать маршруты газоэкспорта, ввиду конъюнктуры, затруднительно Узбекистану и Туркменистану.

Замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев пояснил обозревателю RCС: "Узбекистан располагает сравнительно крупными запасами нефти и особенно природного газа. Реализуется ряд проектов, в т.ч. с российским участием, по добыче и переработке местных углеводородов. Но высокие темпы рождаемости в стране, с учетом необходимости "ухода" от многолетней (точнее - многодесятилетней) монокультурной, т.е. хлопоковой специализации экономики, требуют колоссальных расходов. Ставка же на растущий экспорт газа тоже ограничена - по ресурсам, конъюнктурным причинам, возможным соперничеством с другими "газовыми" странами региона. В стране активно развивается нефтегазохимия, но пока она едва ли может, в сфере экспорта, "соперничать" с газосырьем.

Узбекский газ поставляется в районе 10 млрд кубометров в КНР в год по трубопроводу, проложенному из Туркменистана. Но я не исключаю, что Ашхабад и Ташкент начинают "тяготиться" этим поставками - из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры и неуверенности в том, что КНР будет всегда наращивать импорт центральноазиатского газа. Тем более что этот газ, как правило, "жирный"; требует очистки от сторонних примесей. А всё это - дополнительные затраты.

Хотя у Китая в этой сфере намечаются, похоже, конкуренты: Япония недавно выделила 5 млрд долл на нефтегазовые ГРР в узбекистанском секторе Приаралья и ряде других районов страны. Но главным партнером Узбекистана в этой сфере остается Китай, который рассчитывает на газопоставки не только из России. Вероятно, китайский импорт газа из Узбекистана не будет быстро увеличиваться, по крайней мере в долгосрочной перспективе, в т.ч. ввиду ограниченности достоверной ресурсной базы в Узбекистане. В любом случае, в стране уже не первый год не хватает газа для газификации ряда ее регионов, поэтому можно предположить, что новое руководство страны задумается о целесообразных пропорциях газоэкспорта и внутреннего газопотребления. Увеличатся ли российские закупки узбекского газа - это вопрос ещё и двухсторонней политики. Но в любом случае, "китайские объемы" в направлении на РФ пока вряд ли возможны" (в 2016 г. узбекские поставки в РФ согласованы в объеме 4 млрд кубометровгод - прим. ред.)

Аджар Куртов, эксперт по вопросам внешнеэкономической политики, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии", обратил внимание на роль автономной от Ташкента северного региона страны - Каракалпакии в поставках и транзите газа. Он пояснил обозревателю RCC, что "в Каракалпакии находятся немалые запасы газа, там же проложены газопроводы Бухара-Урал и Средняя Азия-Центр. Была информация, что газ имеется и в недрах каракалпакского сектора бывшего Аральского моря. Уже эти факторы показывают важную роль Каракалпкии в экономике и внешней торговле страны. Эти же факторы вызывают практический интерес у зарубежного бизнеса. В свое время были попытки отделить регион от Узбекистана и существуют группы "энтузиастов" такой политической направленности. Но они при Исламе Каримове не могли проявлять высокую активность, и "присутствие" Ташкента в регионе укрепилось. Но этот регион, напомню, зона экологического бедствия из-за Аральской природной катастрофы. Туда завозится даже пресная вода, но ее не хватает на все нужды. В принципе, эта ситуация может сказаться на иностранном участии в местных газовых проектах, но все они предназначены, в основном, для внешнего потребления. Причем недра Кракалпакии еще неполностью исследованы. Поэтому экономические показатели местных газопроводной сети и газоресурсов остаются, всё же, первичными".