Главное управление Северного морского пути (СМП) создается в России для организации движения по данному маршруту. Об этом сообщил в понедельник премьер-министр Михаил Мишустин, открывая оперативное совещание с вице-премьерами, которое проходит в очном режиме.

"По поручению президента создается Главное управление Северного морского пути. Его основной целью станет организация прохода судов, включая выдачу и отзыв разрешений на эту деятельность", - сказал премьер.

Мишустин подчеркнул, что правительство продолжает развивать СМП как важнейший транспортный коридор мирового значения. "По нему осуществляется основная часть северного завоза, доставляются на мировой рынок металлы, энергоносители, а также идет транзит грузов между Азией и Европой. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции", - подчеркнул Мишустин. Он сделал акцент на надежности маршрута, который широко востребован как бизнесом, так и людьми, которые живут в Арктике и на Дальнем Востоке. Премьер также напомнил, что президент РФ Владимир Путин неоднократно ставил задачу обеспечения этих регионов всем необходимым, отмечает ТАСС.

Выслушав доклад своего заместителя по развитию Северного морского пути Александра Новака, Мишустин подчеркнул важность исполнения всех намеченных планов. Он обратил особое внимание на обеспечение должного объема финансирования работ и "сбалансированность ресурсов, в том числе государственных ресурсов из бюджета, ресурсов инвестиционных программ". Председатель правительства поручил "перед тем, как вносить изменения в федеральный бюджет и формировать бюджет на трехлетку, предусмотреть все необходимые средства". Глава кабинета министров добавил, что "это касается и большого количества инвестпроектов", по которым есть "очень большой набор вопросов, которые надо координировать".

"Александр Валентинович, вы лично отвечаете и контролируете все задачи развития Северного морского пути. Здесь смежные задачи, просьба держать на личном контроле все вопросы", - обратился Мишустин к Новаку. Учредителем Главного управления Севморпути станет госкорпорация "Росатом".

СМП является кратчайшим водным маршрутом между европейской частью России и Дальним Востоком. Он может использоваться в качестве альтернативы для доставки российской продукции в другие страны и ввоза необходимых товаров в страну. По поручению президента РФ разработан план развития СМП до 2035 года. Кроме того, согласно новой Морской доктрине РФ, контроль военно-морской деятельности иностранных государств в акватории Северного морского пути является одним из приоритетов национальной морской политики РФ на Арктическом региональном направлении. 

Грузопоток по Северному морскому пути (СМП) по состоянию на июль вырос на 5%, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак в ходе совещания у премьер-министра РФ Михаила Мишустина. "В 2021 году грузопоток составил 35 млн тонн, что выше плана на 2 млн тонн. В этом году уже по состоянию на июль мы еще прирастаем на 5%. Что касается перевозки транзитных грузов, здесь за последние два года рост составил три раза. Мы наблюдаем, что количество рейсов по СМП также удвоилось до - 1,627 тыс. Это является свидетельством востребованности Северного морского пути", - подчеркнул Новак.

Вице-премьер также напомнил, что ожидаемый грузопоток по СМП к 2024 году достигнет 80 млн тонн, а к 2030 году - 200 млн тонн. По его словам, это обусловлено реализацией проектов строительства СПГ-заводов "Новатэка", нефтедобывающих проектов "Роснефти" и "Газпром нефти", а также Баимского ГОКа.

Новак напомнил, что за последние два года число атомных ледоколов выросло с четырех до шести. В ближайшие пять лет в эксплуатацию будут введены еще четыре ледокола. Кроме того, планируется строительство еще шесть ледоколов, в том числе четырех за счет внебюджетных средств. План развития Северного морского пути содержит пять основных разделов. Первый раздел связан с мероприятиями, направленными на увеличение экспортной грузовой базы, каботажных и транзитных перевозок. Второй включает мероприятия по модернизации и строительству портовой инфраструктуры и подходов, железнодорожных и речных транспортных коридоров, дноуглублению в акватории Севморпути. Третье направление связано с развитием арктического грузового и ледокольного флотов, созданием и развитием арктических судостроительных и судоремонтных мощностей. Четвертая часть посвящена формированию арктической спутниковой группировки, медицинскому и кадровому обеспечению. Еще один раздел направлен на обеспечение предоставления информационных и цифровых услуг в акватории Севморпути, прогнозирование судопотока, расширение международного сотрудничества.