Консорциум, в котором преобладают российские компании, в 2015-2019 гг. будет реализовывать программу развития нефтепереработки в Восточной Африке. Российский бизнес будет участвовать и в развитии восточноафриканского химпрома. Это сотрудничество уже вызвало нарекания со стороны США в адрес Уганды.

По данным посольства Уганды в РФ, обе стороны в конце мая этого года подписали в Кампале (столице Уганды) соглашение, которое «должно служить расширению сотрудничества двух стран  в экономической, социальной и политической сферах». Документ обеспечит поддержку Уганды со стороны России в реализации нефтяных, геологоразведочных проектов,  проектов в химической промышленности и по очистке водных ресурсов. По словам замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, «российские компании построят в Уганде крупный технологический кластер. Он будет включать производство минеральных удобрений, средств для очистки воды и экологически чистых продуктов».

Что касается упомянутого консорциума, в его составе «РТ-глобальные ресурсы» («дочка» «Ростеха»), «Татнефть», «ВТБ Капитал» и южнокорейская «GS». Консорциум недавно выиграл тендер на строительство и управление НПЗ в Уганде. Стоимость проекта оценивается примерно в 4 млрд долл. Первоначальная мощность НПЗ по сырью составит 30 тыс. баррелей ежесуточно, затем этот показатель будет увеличен вдвое.

Ресурсной базой НПЗ будут крупные нефтезапасы в юго-западной Уганде, повторно разведанные в начале 2000 гг. Угандийские нефтересурсы были разведаны еще в период «Британской Восточной Африки» (до 1962 г.), но преобладающая их часть была засекречена британской стороной.

Освоение угандийских нефтеместорождений планируется с 2017 года, что будет синхронизировано с вводом в действие нового НПЗ. Кроме того, еще в феврале 2014 г. правительство Уганды подписало меморандум о взаимопонимании с китайской CNOOC, французской Total и британской Tullow Oil по экспорту угандийской нефти. Ее экспорт планируется по проектируемым трубопроводам через порты Кении или Танзании (протяженностью от 1330 до 1550 км). В марте 2015 г. те же компании заключили соглашение с правительством Уганды об инвестициях (в целом - 14 млрд долл.) в разработку местных запасов нефти.

По данным минэнерго Уганды (2015 г.), доказанные нефтезапасы в стране достигают 6,6 млрд баррелей, из них рентабельны для промышленного освоения не меньше 1,5 млрд барр. До 75% из этих рентабельных запасов сосредоточено на юго-западе Уганды: данный регион будет основной сырьевой базой упомянутого НПЗ.

Российское участие в нефтяном угандийском проекте, по данным World Bulletin и местных СМИ, вызвало негативную реакцию со стороны США. Посол США в Уганде Скотт Делизи заявил, что ввиду включения главы «Ростеха» Сергея Чемезова в санкционный список, участие этой компании в угандийском проекте представляется спорным. По мнению посла, «это рискованное предприятие», и руководству Уганды «нелишне учесть введенные против РФ санкции».

Многие страны Восточной Африки инициируют формирование общерегиональной системы добычи-переработки-перекачки и экспорта нефти и нефтепродуктов. При этом, растущий интерес проявляется к российскому содействию в реализации столь масштабной программы.

Министр иностранных дел и международного сотрудничества Джибути Мохаммед Али Юсуф уточнил обозревателю RCC, что «важная роль Джибутийского порта в экспорте нефти и нефтепродуктов из стран региона, в связи с нефтегазовыми и трубопроводными проектами на востоке и северо-востоке Африки, может быть привлекательна  для российского бизнеса. Тем более, что к запланированному трубопроводному экспорту  суданской нефти через порт Джибути в ближайшей перспективе может подключиться и южносуданская нефть».

Схожее мнение высказал президент Кении Ухуру Кенниата в ходе недавнего российско-кенийского бизнес-форума: «Регионы Африки нуждаются, в связи с потребностями экономического развития, в создании новых трансафриканских коридорах – трубопроводных, железнодорожных и энергетических. Точнее, между Атлантикой и Индийским океаном, между Северной Африкой и Индийским океаном. Полагаю, что российский бизнес могут заинтересовать проекты по трубопроводной перекачке нефти через Судан, Уганду и Кению».